ТЕАТРАЛЬНАЯ ПЕДАГОГИКА
Не бойтесь играть на глазах у всех!
Ведь это единственный способ
сохранить детство
в себе и вокруг себя
Представьте, учитель литературы или
мировой художественной культуры изучает с
детьми “Ромео и Джульетту” и проводит мысль,
характерную не только для шекспировского
творчества, но и для таинственной судьбы самого
Вильяма Шекспира: “Роза пахнет розой, хоть розой
назови ее, хоть нет”, “Что значит имя? Разве так
зовут глаза и руки?”, “Ты не Ромео? Не Монтекки
ты? – Ни тот ни этот. Имена запретны”. Что делает
обычно учитель, не владеющий активными
методиками? Он всему в трагедии дает свои имена и
просит детей повторить их: вот великая любовь –
образец для подражания, а вот кровная месть –
дурной пример, ведущий ко всеобщей гибели; вот
Джульетта – положительный образ и воплощение
Возрождения, а вот Тибальд – образ отрицательный
и соответственно воплощение Средневековья.
Правильно? Безусловно. Но “разве так зовут глаза
и руки, нежный лоб и плечи?”
Абсурдность ситуации, в которую попадает
педагог, настолько очевидна, а традиция так
сильна, что стресс оказывается почти неизбежным.
Это практически тот же самый эффект, который мы
наблюдаем в современном социуме: люди, сильно
страдавшие во времена тоталитаризма и репрессий,
не в состоянии поверить, что они просто жертвы,
они защищают режим как смысл и оправдание
собственной жизни.
Педагоги, которые всю жизнь мучительно
преодолевают нежелание учеников “слушать
слова”, которые искренно хотят привить детям
любовь к искусству и видят, как мало им это на
самом деле удается и как деградирует общество;
учителя, которые привыкли радоваться крошечным
победам, вдруг узнают, что мучились они почти зря.
Выходит на кафедру этакий всезнайка и говорит,
что не нужно детям ничего рассказывать, а надо
вовлекать их в активный творческий процесс. Что
он слышит в ответ? Правильно: “Как же! Вовлечешь
их! Это у вас в спецшколах и на экспериментальных
площадках дети творчески одаренные, а у нас дети
обычные, им до вашего творчества дела нет!” А
лектор им: “Ну что вы, товарищи! А как же Толстой,
который утверждал, что крестьянский мальчик
Федька ничем в творчестве не уступает великому
Гете?! А как же Выготский, который доказал, что
творческий процесс у великого художника и любого
человека ничем принципиально не отличается?!”
Кто победит в этом споре? Сомневаться не
приходится: лектор проиграет. Ну хотя бы потому,
что он один, а учителей в аудитории много. Но есть
и более серьезная причина. Он проиграет потому,
что он – лектор, потому, что он сам по отношению к
учителям находится в точно такой же абсурдной
ситуации, как сами учителя по отношению к своим
ученикам.
Учителя – те же выросшие в традициях вербальной
школы дети, те же нераскрывшиеся в тисках
теоретического обучения творцы. Сколько ни
тверди им: надо действовать, надо играть, надо
творить – они не смогут последовать благим
советам, даже если захотят. Потому что они не
умеют! Чем больше они будут стараться, тем больше
дров наломают, и тем большее раздражение у них
будут вызывать слова об активных, игровых и
театральных методиках. Отсюда вывод простой – с
учителями надо играть.
Значит так, выходит педагог на кафедру и говорит:
раздвиньте, пожалуйста, парты, встаньте в круг и
приготовьте ладошки. И... “Мы же все-таки не дети!
Мы сюда пришли методике учиться, а не
детсадовским играм! Да и парты, в конце концов,
тяжелые. Мы не обслуга по зданию, и двигать их не
обязаны!” А теперь давайте подумаем, где и когда
мы уже сталкивались с подобной реакцией? Или где
мы о ней читали? Кто говорит: “Я уже вырос, и мне
ваши детские игрушки больше не интересны. И
вообще хватит меня за маленького считать”. Кто
говорит: “Почему всегда меня заставляют мусор
выносить? Я не обязан. И вообще в школе есть
уборщицы!” Вспомнили? Разумеется, так ведут себя
подростки. А почему – это мы все по возрастной
психологии проходили: потому что они чувствуют
себя наименее защищенными. Им во всем, что их
окружает, видится скрытая угроза и опасность,
провоцирующая на постоянную жесткую оборону. И
первый способ обороны – напугать противника: “Я
большой, я сильный и очень страшный!” Как строить
взаимодействие с таким партнером, мы тоже
проходили: прежде всего его нужно успокоить, а
затем доказать на деле, что к нему относятся
серьезно и уважительно.
Детство очень короткий отрезок жизни. И в
современном мире он становится все короче и
короче. В школу уже идут шестилетки. А в пять лет в
подготовительной группе детского сада детей уже
учат читать, писать и считать. Дети не успевают
наиграться, а значит – в достаточной мере
развить свои творческие способности. Педагоги –
именно те взрослые, которым, по существу,
выпадает редкое счастье – доиграть вместе со
своими учениками все, что было недоиграно в
детстве, всеми недоиграно – и ими самими, и их
питомцами. Почему хорошие учителя, несмотря на
реальную изматывающую тяжесть их труда, надолго
остаются молодыми: молодо выглядят и молодо
чувствуют? Потому что они по-настоящему
творческие люди, они умеют играть и сохранять
детство в себе и вокруг себя.
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|