Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №74/2001

Вторая тетрадь. Школьное дело

ТЕАТРАЛЬНАЯ ПЕДАГОГИКА

Александра НИКИТИНА

Не бойтесь играть на глазах у всех!

Ведь это единственный способ сохранить детство
в себе и вокруг себя

Представьте, учитель литературы или мировой художественной культуры изучает с детьми “Ромео и Джульетту” и проводит мысль, характерную не только для шекспировского творчества, но и для таинственной судьбы самого Вильяма Шекспира: “Роза пахнет розой, хоть розой назови ее, хоть нет”, “Что значит имя? Разве так зовут глаза и руки?”, “Ты не Ромео? Не Монтекки ты? – Ни тот ни этот. Имена запретны”. Что делает обычно учитель, не владеющий активными методиками? Он всему в трагедии дает свои имена и просит детей повторить их: вот великая любовь – образец для подражания, а вот кровная месть – дурной пример, ведущий ко всеобщей гибели; вот Джульетта – положительный образ и воплощение Возрождения, а вот Тибальд – образ отрицательный и соответственно воплощение Средневековья. Правильно? Безусловно. Но “разве так зовут глаза и руки, нежный лоб и плечи?”
Абсурдность ситуации, в которую попадает педагог, настолько очевидна, а традиция так сильна, что стресс оказывается почти неизбежным. Это практически тот же самый эффект, который мы наблюдаем в современном социуме: люди, сильно страдавшие во времена тоталитаризма и репрессий, не в состоянии поверить, что они просто жертвы, они защищают режим как смысл и оправдание собственной жизни.
Педагоги, которые всю жизнь мучительно преодолевают нежелание учеников “слушать слова”, которые искренно хотят привить детям любовь к искусству и видят, как мало им это на самом деле удается и как деградирует общество; учителя, которые привыкли радоваться крошечным победам, вдруг узнают, что мучились они почти зря.
Выходит на кафедру этакий всезнайка и говорит, что не нужно детям ничего рассказывать, а надо вовлекать их в активный творческий процесс. Что он слышит в ответ? Правильно: “Как же! Вовлечешь их! Это у вас в спецшколах и на экспериментальных площадках дети творчески одаренные, а у нас дети обычные, им до вашего творчества дела нет!” А лектор им: “Ну что вы, товарищи! А как же Толстой, который утверждал, что крестьянский мальчик Федька ничем в творчестве не уступает великому Гете?! А как же Выготский, который доказал, что творческий процесс у великого художника и любого человека ничем принципиально не отличается?!” Кто победит в этом споре? Сомневаться не приходится: лектор проиграет. Ну хотя бы потому, что он один, а учителей в аудитории много. Но есть и более серьезная причина. Он проиграет потому, что он – лектор, потому, что он сам по отношению к учителям находится в точно такой же абсурдной ситуации, как сами учителя по отношению к своим ученикам.
Учителя – те же выросшие в традициях вербальной школы дети, те же нераскрывшиеся в тисках теоретического обучения творцы. Сколько ни тверди им: надо действовать, надо играть, надо творить – они не смогут последовать благим советам, даже если захотят. Потому что они не умеют! Чем больше они будут стараться, тем больше дров наломают, и тем большее раздражение у них будут вызывать слова об активных, игровых и театральных методиках. Отсюда вывод простой – с учителями надо играть.
Значит так, выходит педагог на кафедру и говорит: раздвиньте, пожалуйста, парты, встаньте в круг и приготовьте ладошки. И... “Мы же все-таки не дети! Мы сюда пришли методике учиться, а не детсадовским играм! Да и парты, в конце концов, тяжелые. Мы не обслуга по зданию, и двигать их не обязаны!” А теперь давайте подумаем, где и когда мы уже сталкивались с подобной реакцией? Или где мы о ней читали? Кто говорит: “Я уже вырос, и мне ваши детские игрушки больше не интересны. И вообще хватит меня за маленького считать”. Кто говорит: “Почему всегда меня заставляют мусор выносить? Я не обязан. И вообще в школе есть уборщицы!” Вспомнили? Разумеется, так ведут себя подростки. А почему – это мы все по возрастной психологии проходили: потому что они чувствуют себя наименее защищенными. Им во всем, что их окружает, видится скрытая угроза и опасность, провоцирующая на постоянную жесткую оборону. И первый способ обороны – напугать противника: “Я большой, я сильный и очень страшный!” Как строить взаимодействие с таким партнером, мы тоже проходили: прежде всего его нужно успокоить, а затем доказать на деле, что к нему относятся серьезно и уважительно.
Детство очень короткий отрезок жизни. И в современном мире он становится все короче и короче. В школу уже идут шестилетки. А в пять лет в подготовительной группе детского сада детей уже учат читать, писать и считать. Дети не успевают наиграться, а значит – в достаточной мере развить свои творческие способности. Педагоги – именно те взрослые, которым, по существу, выпадает редкое счастье – доиграть вместе со своими учениками все, что было недоиграно в детстве, всеми недоиграно – и ими самими, и их питомцами. Почему хорошие учителя, несмотря на реальную изматывающую тяжесть их труда, надолго остаются молодыми: молодо выглядят и молодо чувствуют? Потому что они по-настоящему творческие люди, они умеют играть и сохранять детство в себе и вокруг себя.


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru