ТЕАТРАЛЬНАЯ ПЕДАГОГИКА
“Бумажный Пьеро”
(пьеса с надеждой на продолжение)
Действие первое
Серьезно говоря
Существование театра в системе
общеобразовательной школы весьма непростое.
Уроки театра, попав в сетку расписания, рискуют
стать навязанными, а значит, нелюбимыми для
многих ребят. С другой стороны, не считаться с
классно-урочной системой школы невозможно. Но
вынесенный за рамку основного расписания театр
попадает в разряд “школьного кружка”,
превращаясь для педагогов, ребят, родителей и
администрации в нечто несерьезное, не имеющее
прямого отношения к образованию. “Хватит
играться – пора учиться”, “Они что, все актерами
станут?” – такими или подобными репликами очень
часто сопровождается работа “школьного
кружка”. Действительно, театр, особенно если им
руководит увлеченный человек, вполне может
захватить ребенка практически полностью и на
первый взгляд не оставляет места “нормальному”
образованию. Однако даже самые серьезные
сторонники такого подхода признают важность и
педагогическую целесообразность существования
театра в школе как места, где ребенок
образовывается в самом широком смысле этого
слова.
На самом деле
Если посмотреть на школьную практику, то
невозможно не заметить, как часто педагоги
обращаются к разного рода театрализации в своей
работе.
Театрализация и игра уже давно входят в
большинство традиционных предметов – в форме
ролевых игр, творческих экзаменов, открытой
защиты учебных работ. Такие формы работы
приживаются не только на курсах гуманитарных или
эстетических дисциплин – к ним все чаще
обращаются и в программах естественно-научных
предметов. Освоение самого принципа игры, умение
взять на себя ту или иную роль, обучение способам
общения с аудиторией, умение концентрироваться и
многое другое почему-то все чаще становятся
необходимой реальностью учебного процесса. Дело
в том, что театральное пространство возникает
тут из самых простых школьных реалий –
необходимости создать коллектив, научить
внимательному общению с художественными
произведениями, умению работать и уважать общее
дело. Из необходимости личностного раскрытия
ребенка, становления чувства ответственности и
собственного достоинства. Театральное
пространство школы в состоянии решать самые
серьезные образовательные и воспитательные
задачи. Во-первых, здесь создаются устойчивые
условия для естественной мотивации всего
образовательного процесса. Во-вторых, театр как
искусство коллективное формирует у детей опыт
социализации. В-третьих, театр не только на
практике знакомит человека с различными формами
художественной культуры, но и ставит ребенка в
положение создателя художественных форм,
относящихся к разным видам искусства. И, наконец,
в отличие от других образовательных методик и
способов обучения театральное пространство
может задействовать ребенка не только на
интеллектуальном уровне, но и включает весь его
психофизический потенциал, так как основной язык
театра – действие, а актер (даже
непрофессиональный) – это “человек
действующий”.
Опыт счастья
Главный образовательный феномен
школьного театрального пространства в том, что
все вышеперечисленное происходит с ребенком
одновременно, органично проникая друг в друга,
вскрывая внутренние связи различных явлений и
областей деятельности человека, не разделяя мир
на предметы и дисциплины, формируя целостную
картину мира. Особенно это важно детям с
невербальными способами восприятия учебной
информации (а таких большинство!) и тем, кто в
традиционных школьных дисциплинах не слишком
успешен. Так, ребенок, не сумевший выучить ни
одного стихотворения в рамках программы по
литературе, без труда осваивает огромные объемы
прозаического текста внутри сценического
действия. Если же провести такого ученика через
отбор, вряд ли он выдержит конкуренцию и – не
исключено – никогда не узнает ничего о своих
способностях. Театральное пространство,
образовавшееся внутри школы как ее органичная
составляющая, дает возможность раскрыть
практически любые способности и интересы
ребенка. Оно помогает наработать тот позитивный
жизненный опыт, который станет источником
психологической поддержки человека на многие
годы. Успех, пережитый публично, ставший
результатом напряжения физических и психических
сил личности, остается с человеком на всю жизнь
как опыт счастья.
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|