Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №74/2001

Вторая тетрадь. Школьное дело

ТЕАТРАЛЬНАЯ ПЕДАГОГИКА

Вадим ЗЛОТНИКОВ

Школьный театр

Наверное, в каждой школе есть театр или хотя бы драмкружок, ведь дети обожают наряжаться и выступать на сцене. Но... Кажется, настоящий театр это нечто иное, особенное, касающееся вещей куда более тонких, чем просто стихи, прочитанные со сцены. Вы спросите, о чем, собственно, мы пытаемся сказать? Очень просто. Входишь утром в школу, и словно попадаешь в другую жизнь. Действие первое. Сцена в раздевалке. Не дверь открылась, а занавес упал! Как бы нам постичь непростое искусство подняться над обыденным, увидеть драматическое и комическое в нашей школьной жизни? И как с этой высоты понять своих учеников, помочь им стать королями и золушками разворачивающихся событий, создать свой уникальный и неповторимый жизненный образ?
На этой странице мы решили говорить с вами, дорогие читатели, о театральной педагогике и попросили вести ее режиссера одного из лучших школьных театров Москвы Вадима Семеновича Злотникова. Надеемся, вам понравится эта наша идея.

Когда я только начинал заниматься школьным театром, у меня не было ни опыта, ни профессиональной подготовки. Но первые наши постановки делались с большим желанием и любовью, а ответная реакция детей, которую я увидел, дала силы для дальнейших (очень непростых) поисков в этом направлении. Как все любители, я изобретал велосипед, но изобретал его сам. Я не имел серьезного представления ни о каких театральных системах и двигался вперед чисто интуитивно. Когда же представилась возможность получить режиссерское образование, уже будучи студентом театрального вуза, я выяснил, что многие из моих собственных догадок и открытий имеют профессиональные названия. Таким же путем, думаю, шли и продолжают идти люди, которые решаются играть с детьми в театр. Словесники и физики, родители-энтузиасты и преподаватели музыки – все они, кто вешает в актовом зале школы самодельный занавес для своих актеров, без конца чинит пару устаревших прожекторов и кроит камзолы из кусочков старых пиджаков, составляют сообщество единомышленников – не всегда знакомых друг с другом, но двигающихся в одном направлении. Для них, а также для тех, кто когда-то в детстве выходил на школьные подмостки и вспоминает этот опыт с чувством благодарности, мы открываем новую сценическую площадку “Бумажный Пьеро”.
Пьеро, печальный и добрый персонаж старинной комедии, “вечный ребенок”, поэт и романтик, знаком каждому. Почему “бумажный”? Да потому, что именно из бумаги, как правило, делаются все декорации школьных спектаклей. Бумажные шляпы и воротники, бумажные окна и бумажные крылья — нехитрый реквизит роднит школьный театр с бродячими труппами, не имевшими своей сцены, дорогих декораций, заказных костюмов и создававшими настоящее чудо из того, что есть под рукой.
Есть множество форм существования театра в школе. Нам бы хотелось наладить диалог с такими коллективами, которые используют в своей работе театральные формы, но не ориентированы на профессионализацию учеников. Это те сообщества (постоянные или временные), которые нацелены в первую очередь на нужды и возможности общеобразовательной школы. Как правило, они рождены реальной необходимостью школьной жизни. Давайте попробуем описать и обобщить творческий и педагогический потенциалы школьного театра. Обсудим и поделимся опытом работы наших творческих коллективов. Постараемся проанализировать и обсудить влияние театрального пространства школы на успешность учеников в обучении и общем развитии. Попросим высказать свое мнение специалистов в области театра, педагогики, методологии, психологии детского творчества. Постараемся привлечь общественное внимание к проблеме становления школьного театрального пространства как неотъемлемой части общего образования в современной школе. Я абсолютно уверен, что опыт, накопленный в этой области педагогической практики, огромен и очень важен. Для тех, кто только начинает свое движение, и для тех, кто накопил приличный багаж.


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru