ТЕАТРАЛЬНАЯ ПЕДАГОГИКА
Школьный театр
Наверное, в каждой школе есть театр или
хотя бы драмкружок, ведь дети обожают наряжаться
и выступать на сцене. Но... Кажется, настоящий
театр это нечто иное, особенное, касающееся вещей
куда более тонких, чем просто стихи, прочитанные
со сцены. Вы спросите, о чем, собственно, мы
пытаемся сказать? Очень просто. Входишь утром в
школу, и словно попадаешь в другую жизнь.
Действие первое. Сцена в раздевалке. Не дверь
открылась, а занавес упал! Как бы нам постичь
непростое искусство подняться над обыденным,
увидеть драматическое и комическое в нашей
школьной жизни? И как с этой высоты понять своих
учеников, помочь им стать королями и золушками
разворачивающихся событий, создать свой
уникальный и неповторимый жизненный образ?
На этой странице мы решили говорить с вами,
дорогие читатели, о театральной педагогике и
попросили вести ее режиссера одного из лучших
школьных театров Москвы Вадима Семеновича
Злотникова. Надеемся, вам понравится эта наша
идея.
Когда я только начинал заниматься
школьным театром, у меня не было ни опыта, ни
профессиональной подготовки. Но первые наши
постановки делались с большим желанием и
любовью, а ответная реакция детей, которую я
увидел, дала силы для дальнейших (очень
непростых) поисков в этом направлении. Как все
любители, я изобретал велосипед, но изобретал его
сам. Я не имел серьезного представления ни о
каких театральных системах и двигался вперед
чисто интуитивно. Когда же представилась
возможность получить режиссерское образование,
уже будучи студентом театрального вуза, я
выяснил, что многие из моих собственных догадок и
открытий имеют профессиональные названия. Таким
же путем, думаю, шли и продолжают идти люди,
которые решаются играть с детьми в театр.
Словесники и физики, родители-энтузиасты и
преподаватели музыки – все они, кто вешает в
актовом зале школы самодельный занавес для своих
актеров, без конца чинит пару устаревших
прожекторов и кроит камзолы из кусочков старых
пиджаков, составляют сообщество
единомышленников – не всегда знакомых друг с
другом, но двигающихся в одном направлении. Для
них, а также для тех, кто когда-то в детстве
выходил на школьные подмостки и вспоминает этот
опыт с чувством благодарности, мы открываем
новую сценическую площадку “Бумажный Пьеро”.
Пьеро, печальный и добрый персонаж старинной
комедии, “вечный ребенок”, поэт и романтик,
знаком каждому. Почему “бумажный”? Да потому,
что именно из бумаги, как правило, делаются все
декорации школьных спектаклей. Бумажные шляпы и
воротники, бумажные окна и бумажные крылья —
нехитрый реквизит роднит школьный театр с
бродячими труппами, не имевшими своей сцены,
дорогих декораций, заказных костюмов и
создававшими настоящее чудо из того, что есть под
рукой.
Есть множество форм существования театра в
школе. Нам бы хотелось наладить диалог с такими
коллективами, которые используют в своей работе
театральные формы, но не ориентированы на
профессионализацию учеников. Это те сообщества
(постоянные или временные), которые нацелены в
первую очередь на нужды и возможности
общеобразовательной школы. Как правило, они
рождены реальной необходимостью школьной жизни.
Давайте попробуем описать и обобщить творческий
и педагогический потенциалы школьного театра.
Обсудим и поделимся опытом работы наших
творческих коллективов. Постараемся
проанализировать и обсудить влияние
театрального пространства школы на успешность
учеников в обучении и общем развитии. Попросим
высказать свое мнение специалистов в области
театра, педагогики, методологии, психологии
детского творчества. Постараемся привлечь
общественное внимание к проблеме становления
школьного театрального пространства как
неотъемлемой части общего образования в
современной школе. Я абсолютно уверен, что опыт,
накопленный в этой области педагогической
практики, огромен и очень важен. Для тех, кто
только начинает свое движение, и для тех, кто
накопил приличный багаж.
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|