Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №74/2001

Вторая тетрадь. Школьное дело

Людмила РЫБИНА

Для каждого – своя высота!

Система заданий и оценок, которую опробовали в ярославских школах, позволяет больше не делить учеников на сильных и слабых

Какое-то время назад в Ярославле, как тогда во многих городах, видимо, от отчаяния, в некоторых школах стали разделять детей на группы: сильную, среднюю и слабую. Методист одного из районов Ярославля Надежда Андреевна ФИЛИППОВА как-то в московской командировке встретилась с Виктором Васильевичем Фирсовым и поделилась с ним своими сомнениями по поводу такого подхода, а он просто закричал: вас же родители судить будут! С этого и началось знакомство Надежды Андреевны, а затем постепенно и всего города с системой уровневой дифференциации, позволяющей учить всех вместе, но каждого на своем уровне и в своем темпе.
Виктор Васильевич приехал в Ярославль, провел установочный семинар, привез материалы, которые были к тому времени разработаны в Москве. Это был 1994/95 учебный год.
На первом этапе многих привлекли именно материалы, привезенные из Москвы. Это были книжечки по математике и по физике с готовыми зачетами по каждой теме, причем задания в зачетах были разноуровневые: обязательные для всех – на зачет и повышенного уровня – на четверку и на пятерку.
Виктор Васильевич оставил эти материалы с просьбой в процессе работы дать им экспертную оценку. Учителя стали собираться и обсуждать, что берут, что не берут дети, что идет с первого раза, а что – нет.
А через два года уже родился городской проект уровневой дифференциации, и Надежду Филиппову пригласили им руководить в только что образованный городской Центр развития образования.
Начинали в 11 школах, а в 1996 году уже 60 школ города взялись за эксперимент, и список предметов расширился: добавились русский язык, биология, химия. Методическое обеспечение по этим предметам готовили уже на месте учителя, объединяясь в творческие группы.
Надежда Андреевна рассказывает, что было даже страшно от такой массовости. Но появилась возможность взять пять кураторов – учителей-практиков, которым чуть доплачивали за огромную курсовую подготовку, которую стали проводить в центре. За первый год такую подготовку прошли более 500 учителей города. Было много практических занятий, где педагоги обменивались опытом, вместе составляли тренировочные и итоговые зачеты по темам, дифференцируя задания по уровням. Работа была огромная, но учителей она просто захватила. Сидели допоздна. Пересматривали планирование. Шли поэтапно: прописали, прокатали – проверили в классах, напечатали и раздали всем, кто брался за эту работу.
Учителя увидели, что это не просто удобное средство проверки, а почувствовали систему, работая в которой получаешь реальный результат.
Через год в Ярославле уже прошла конференция, на которой десятки учителей представили свои наработки: методички, разработки уроков, пособия. По каждому из пяти предметов издали первые сборники.
Учителя стали соавторами эксперимента, а значит, самыми активными его сторонниками. Каждую проблему, с которой приходилось сталкиваться, обсуждали в группах, вместе искали выходы и решения. Новые тренировочные работы, зачеты, дополнительные задачи подбирали сами учителя, методическое обеспечение эксперимента вырастало из практики. Шла очень кропотливая работа по отбору материала, необходимого для обязательного уровня.
Не только учителя, но и весь город помогал в этой работе. Эксперимент предполагает открытость требований по каждому уровню для детей и их родителей. Это необходимое условие для свободного выбора. Тренировочные зачеты по каждой теме по пяти предметам для каждого класса должны быть у детей до начала каждой темы. Размножая их, загубили все ксероксы в городе.
Потом уже списки обязательных результатов обучения стали печатать в виде брошюр и выдавать вместе с учебниками в начале года.
Дальше больше. Дошли в Ярославле до того, что итоговые экзамены могут сдавать только те, кто хочет подтвердить высокий уровень знаний – на “4” и “5”. Те же, кто не уверен в своих силах, не желает переживать лишний раз стресс, пишут заявление, что согласны получить зачет по итогам промежуточных проверочных работ: материал каждой темы дети последовательно сдают в течение года. Хотя попытаться повысить результат может каждый, и часто те, кто в течение учебного года работал только на обязательном уровне, сдают экзамен. 20% этих ребят повышают результат до “4”, а 60% – с “4” на “5”.
Такие щадящие экзамены проводили в экспериментальных школах и классах до прошлого года. А в прошлом году организовать экзамены в соответствии с методикой дифференцированного обучения не разрешили. Министерство посчитало, что образование, равное для всех, должно заканчиваться и одинаковой для всех процедурой итоговой аттестации. Но в обычных экзаменационных билетах для общеобразовательных школ задания одного уровня сложности. Для ученика, занимавшегося на базовом уровне, они непривычны, ребенка травмирует то, что заданий доступного ему уровня, с которыми он уверенно справляется, нет. Хотя на своих привычных зачетах многие, выполнив базовые, берутся и за более сложные задания. Хочется верить, что в этом учебном году удастся убедить министерство, начавшее во всей стране модернизацию образования, в пользе такого подхода к экзаменам, который сберегает здоровье и не травмирует детей.
Может быть, помогло распространению уровневой дифференциации в Ярославле и то, что в числе ее сторонников – комиссия по социальной политике думы Ярославской области. И нынешний ее председатель Владимир Михайлович Молодкин, и прежний – Владимир Васильевич Смирнов – врачи по специальности и как специалисты увидели плюсы новой образовательной технологии в сбережении здоровья школьников.
Одобрила эту работу и директор департамента образования области Татьяна Александровна Степанова. Теперь методические материалы, разработанные ярославскими учителями, имеют гриф областного департамента. А за последнее время они разработали еще тренировочные задания по географии, истории, экологии.
Город оценил работу, проделанную учителями по уровневой дифференциации, – за методическое обеспечение проекта они удостоены премии губернатора Ярославской области в образовании.

 

Каждый ребенок имеет право не быть отличником!

Валентина Николаевна МАЛЮТИНА, заведующая школьным отделом Ярославского городского управления образования:

– Сегодня, читая документы по модернизации образования, мы понимаем: многие из тех задач, которые ставятся перед образованием, мы начали решать, внедряя уровневую дифференциацию. Может быть, это не очень красивый термин, но главное, что она помогает становлению личности, умеющей делать выбор. Это новые возможности для воспитания человека, которому будет легко жить в современных условиях, который сумеет позаботиться о своей образовательной и жизненной траектории и будет полезен обществу.
Кроме выработанной способности выбирать уровневая дифференциация гарантирует ребенку учебный успех, способствует позитивной самооценке, такой необходимой для самореализации, но часто разрушаемой традиционным образованием.
Еще один воспитательный эффект системы уровневой дифференциации – приучение детей к мысли, что все люди разные и имеют право такими быть и не надо стремиться всех подвести под общий знаменатель. Кто-то знает предмет на базовом уровне – это вполне приемлемо, он может выбрать уровень выше в другом предмете или достигать успехов вовсе не в школьных делах. Связь отличник – хороший человек разрывается.
Технология уровневой дифференциации позволяет формировать сообщество людей, понимающих и принимающих других. Эти требования тоже сейчас заложены в новые документы. А мы уже всем этим занимались.
Совершенно меняется роль учителя: он уже не ментор, он не над учеником, а вместе с ним продвигается в предмете. Складываются доверительные, уважительные отношения. Эта новая позиция не очень проста для учителя, привыкшего к традиционным отношениям, но есть огромный плюс в этой технологии: не приходится больше фальсифицировать оценки. У ребенка есть возможность доработать, а у учителя – поставить заслуженный зачет.
Очень важно, что эта система позволяет успешно учить всех не разделяя. Очень непросто перевернуть сознание учителей в понимании ценности любого ребенка, какими бы способностями он ни обладал. Приучить, что любого надо принимать и готовить к послешкольной социализации.
Радует, что несколько лет назад мы выбрали очень правильное направление, поверив Виктору Васильевичу Фирсову, пошли за ним и сегодня имеем опыт работы по самым современным направлениям развития образования.

Результат, вселяющий уверенность и в того, кто учит, и в того, кто учится

Надежда Андреевна ФИЛИППОВА – старший методист ярославского Центра развития образования:

– В этой системе каждый может дотянуться до своей планки. Учитель, естественно, советует приподнять планку чуть повыше, но иногда действительно для пользы ребенка стоит ее и опустить, не подстегивать. Главное – любой ценой затянуть ребенка в учебный процесс, может быть, и занижая на каком-то этапе планку, чтобы дать испытать учебный успех, дать поверить в себя. А «я хочу» появляется тогда, когда ребенок ощутил «я могу».
Важно, что критерии оценки, так же как и список обязательных результатов обучения, открыты для ребенка и для родителей до начала контрольной работы. Разговоров, почему у меня такая оценка, а не иная, не возникает. И подготовка к контрольной идет реальная: известно, что надо знать, чтобы получить зачет или оценку повышенного уровня, какие задания надо уметь выполнять, какие задачи решать.
Объяснение темы идет на самом высоком уровне для всех. Никто не выделен, не отстранен от достойных знаний. А надо сказать, когда много лет назад в городе ввели разделение на группы по способностям, в слабых группах и объяснять стали только то, что необходимо усвоить, чтобы написать проверочную работу на тройку. Получалось, что на ребенке сразу ставили крест.
При уровневой дифференциации уровень преподавания одинаковый для всех, снижаются только требования к уровню усвоения. Если ребенок решил ограничиться по данному предмету обязательным уровнем, никто не требует с него большего, но надо понимать, что это базовый уровень, достаточный для дальнейшего обучения, и многие дети, почувствовав, что его они уже освоили, пытаются выполнять и более сложные задания. Взяв одну ступеньку, поднимаются выше, поверив в свои силы.
Есть педагогические технологии, сильно зависящие от мастерства учителя и от этого плохо распространяющиеся, искажающиеся при распространении. Уровневая дифференциация достаточно защищена в этом плане. А успех ее распространения, видимо, в том, что учитель довольно скоро видит результат. С одной стороны, педагог чувствует себя психологически гораздо комфортнее, когда ему не приходится ставить тройку вместо двойки.
Ученики тоже перестают смотреть на учение как на очковтирательство: тройку, мол, все равно поставите. Когда обязательный уровень заранее известен, когда исчезает страх двойки и есть возможность досдать то, что не получилось с первого раза, учеба становится посильной. Четко известно, что ребенок знает на каждом этапе, что надо еще доработать. Количество сданных зачетов по каждой теме в итоге переходит в качество знаний по предмету.
Довольны системой и родители. Вот что рассказывает Марина Юрьевна Пушкина, мама семиклассницы из 27-й школы: «Мне очень нравится, что для нас открыты требования по каждой теме в виде тренировочных зачетов. Задания каждого тренировочного зачета очень полно отражают пройденную тему. Это позволяет ученику проверить себя, ничего не упустив при этом, а нам, родителям, подготовить ребенка к зачету, избежав больших затрат времени. Для родителей эти задания – своеобразная лакмусовая бумажка, с помощью которой сразу становятся видны все недоработанные или недопонятые моменты в данной теме.
Предварительно решаем дома тренировочные зачеты, и это страхует детей от элемента неожиданности, ненужной нервозности и растерянности на итоговом зачете в классе. Есть возможность мыслить более конструктивно и продуктивно. Это помогает избегать случайных оценок, не отражающих знаний ребенка. Иметь дома книжечку с тренировочными зачетами очень удобно, потому что на нескольких страницах отражены все темы, пройденные за год. При подготовке к экзаменам эта книжечка поможет, позволит еще раз проверить свои знания. В нашем классе по методу уровневой дифференциации преподаются математика и русский язык, а мне бы хотелось, чтобы эту технологию освоили и другие учителя».

Технология без пробелов

Наталья Германовна ЖДАНОВА, завуч ярославской школы № 3:

– Наши учителя-исследователи внимательно анализируют те изменения, которые происходят с детьми и в области учебных достижений, и в их психологическом состоянии.
В начале работы по системе уровневой дифференциации с первого раза с заданиями базового уровня справляются только 30% учеников, это и неудивительно: традиционная система обучения оставляет за плечами каждого ученика значительные пробелы, проверив его знания на контрольной, но не выявив, чего же именно он не знает, и не доработав упущенного. Когда класс начинает работать по-новому и это входит в систему, число сдающих тематические зачеты с первого раза доходит до 80–85%. Не останется пробелов и у тех, кто не справился со всеми обязательными заданиями. Именно те типовые задачи и задания, которые он не выполнил, потренировавшись, он досдаст потом.
У учителя есть удобная учетная форма, в которой по теме против фамилии каждого ученика помечено, какие задания он сдал, а какие еще предстоит доработать. Это очень полезная форма учета. Ведь учитель, работающий в нескольких классах да еще и не в одной параллели, не может удержать в памяти, что именно западает у Маши или Коли. Здесь же идет продуманная и оснащенная инструментально индивидуальная работа с каждым ребенком. И домашние работы, и задания на уроках, и тренировочные работы, и контрольные у каждого свои.
Психологи по специальным тестам проверяли уровень тревожности, познавательную активность и наличие негативных эмоций на уроках в системе уровневой дифференциации и на традиционных уроках в тех же классах. Выстроили множество графиков, и результат очевиден: уровень тревожности падает, познавательная активность растет, а отрицательные эмоции снижаются при работе по-новому.
Опросили мы и учителей. При том что большинство удовлетворены работой по новой системе, 80% говорят, что нагрузка возросла значительно, а 20% – возросла, но незначительно. При этом отказываться от системы не хочет никто.


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru