ШКОЛА И ОБЩЕСТВО
Легче не станет, но будет интереснее
Со 2 по 9 ноября в Москве, в Измайлове,
пройдет ежегодный фестиваль-конференция
«Авторская школа «Эврика»-2001»
На этот раз традиционный сбор
инновационных эвриканских школ будет
организован в два этапа.
Первый – отчеты площадок.
Со 2 по 6 ноября действующие федеральные
экспериментальные площадки представляют отчеты
своей работы за год.
Второй – защита проектов.
С 6 по 10 ноября состоится третий тур конкурса
культурно-образовательных инициатив на статус
«Федеральная экспериментальная площадка».
По итогам фестиваля-конференции, а также по
итогам прошедших региональных семинаров
«Эврики» будут подготовлены экспертные
заключения и проект приказа Министерства
образования РФ по продлению и присвоению статуса
«Федеральная экспериментальная площадка».
Экспертиза и частично проведение «Авторской
школы» финансируются из средств Федеральной
программы развития образования.
В сентябре из средств ФПРО выделено 38 миллионов
рублей на грантовую поддержку 45 федеральных
авторских экспериментальных площадок,
определенных в ходе закрытого конкурса среди
всех проектов сети ФЭП. Их отчеты также будут
представлены на «Авторской школе».
Гипотеза «Эврики»
Все начиналось в 1986 году с движения
педагогов-новаторов, с клубов творческой
педагогики «Эврика» при матвеевской
«Учительской газете», с появлением «Педагогики
сотрудничества» и идеей провести сбор
педагогических идей и проектов.
По привычке решили провести этот сбор проектов в
духе соревновательности.
Кстати, западные учителя и ученые – из
Великобритании, Голландии, Израиля, других стран
западной демократии – до сих пор недоумевают,
почему эвриканское движение началось и
развивается в виде конкурса. Соревновательность
в педагогике для наших западных коллег
оказывается неприемлемой.
Как можно сравнивать школы друг с другом? По
каким параметрам можно оценивать школы? Каждая
школа уникальна и самая лучшая для своих
учеников.
Пятнадцать лет назад нам совсем не казалось
странным, что школы будут соревноваться друг с
другом, и даже, наоборот, мы придумали
общественную форму оценки, как позже выяснится,
– форму общественной экспертизы, и в 1987 году на
первом фестивале «Авторская школа» все
сообщество выступало в качестве экспертов.
Сегодня во многом соревновательность проектов
друг с другом сведена на нет. Но как только
появилась возможность финансирования, так сразу
же стала актуальной соревновательность. Ведь
известно, что пряников всегда на всех не хватает.
За пятнадцать лет, прошедших со дня первой
«Эврики», ситуация изменилась: пройден путь от
общественной инициативы до государственного
контракта с правительством.
Создан механизм государственной поддержки
профессионально-общественной инициативы и
превращения идеи в системный проект.
И, конечно, главным здесь является поощрение
гражданских образовательных инициатив, потому
что реальным развитием общества не только в
образовании, но и в экономике, политике, в любой
другой сфере человеческой деятельности
является, с нашей точки зрения, инициатива
граждан.
А основой развития и поддержки гражданских
инициатив, безусловно, является система
образования – именно в ней необходимо
культивировать инициативу как основу развития,
основу достижений и ребенка, и учителя.
Система поддержки учительских инициатив и
проектов – это та самая образовательная
политика, которая показывает обществу, в том
числе детской его части, что государство считает
волю граждан первичной основой своих действий.
Кроме того, учитель, ближе всех в образовании
находящийся к ребенку, к его родителям, то есть к
гражданам, имеет самую лучшую возможность
реагировать на возникающие общественные
образовательные потребности.
Что такое педагогические новации?
Это и есть ответ профессионального сообщества на
ту или иную гражданскую образовательную
потребность.
С нашей точки зрения, школа самоопределения
А.Тубельского – это и есть ответ профессионалов
на возникающую, формирующуюся здесь и сейчас
потребность выбирать и самоопределяться. Самим,
а не по указке сверху. Когда эта потребность
приобретет такие очертания, что станет
невозможно ее не замечать, ее сделают
содержанием образования. Но к тому времени
общество само найдет возможности формировать в
себе такую способность и введение ее в
образование станет по большому счету устаревшим
ответом на давно возникший вызов.
…Базовой гипотезой, на которой построен
эвриканский проект развития инновационного
образования, было предположение о том, что
основным результатом инновационного
образовательного проекта является новая детская
деятельность.
Та деятельность, которая возникает в школе в
результате совместной детско-взрослой пробы,
поиска, проекта, создания учителем и учеником в
сотрудничестве друг с другом нового
произведения. Не обязательно произведения
искусства, но произведения в той области
человеческой деятельности, к которой у этого
ребенка есть предрасположенность.
Инновационная педагогика – это и есть поиск для
каждого ребенка деятельности, в которой он
успешен, и развитие на этой основе его
способностей. Мало того, построение на этой
деятельности общеобразовательной программы,
которая в результате и даст возможность
максимальной самореализации ребенка и
сформирует базовые представления о культуре.
Даст ему общее с другими образование.
Вырастить новую детскую деятельность, нам
кажется, невозможно без того, чтобы не возникла
новая взрослая деятельность.
Только меняющийся, развивающийся учитель может
создавать ситуацию развития для ученика.
Но есть еще одно важное обстоятельство:
развивающаяся инновационная система
образования, свободная школа и широкое
гражданское участие в управлении школой может
дать ученику возможность развития, стремление к
свободе, чувство гражданской ответственности.
В этом и заключается гипотеза «Эврики». Школа –
проектная модель гражданского общества. Каким мы
хотим видеть общество завтра – такой должна быть
школа сегодня.
Казалось бы, так просто…
Открытый и закрытый конкурс
Вход в инновационную эвриканскую сеть
федеральных экспериментальных площадок открыт.
Достаточно лишь подать заявку на конкурс и затем
пройти все туры экспертизы. Все остальное
зависит от того, насколько эксперты сочтут вашу
инициативу инновационной экспериментальной и
способной развить систему образования
Российской Федерации. Но для того чтобы стать
участником конкурса, не требуется ни
рекомендации местных органов управления
образованием, ни рецензии академических
институтов.
Потому что сеть поддерживает инициативы, дает
возможность реализовать намерение. Не каждое – и
в этом, конечно, есть элемент случайности и риска.
Там, где экспертизе одних подвергается продукт
творчества других, всегда есть субъективизм и
элемент случайности. Мы стараемся свести его к
минимуму за счет разных экспертных позиций и
открытости самой процедуры экспертизы. Для того
и проводятся фестивали-конференции «Авторская
школа» и региональные сборы «Эврики», чтобы
сообщество активно участвовало в процедуре
экспертизы.
Сеть ФЭП – это не союз победителей
социалистического соревнования, не собрание
передовиков педагогического производства. Это
движение авторов культурно-образовательных
инициатив, от которых можно ожидать появления
системных проектов.
После вхождения сети ФЭП в Федеральную программу
развития образования появилась возможность
создать внутри большой сети еще одну. В нее могут
войти площадки, которые в течение нескольких лет
подтверждали свой статус отчетами и созрели для
того, чтобы переносить свою, совместную с
учениками новую деятельность в другие школы. На
базе таких площадок будут создаваться
инновационные центры повышения квалификации. Им
будет присваиваться статус «Федеральная
авторская экспериментальная площадка» и
предоставляться финансовый грант из средств
Федеральной программы развития образования на
разработку программ повышения квалификации в
рамках инновационного центра повышения
квалификации.
Как ФЭПы могут становиться инновационными
центрами повышения квалификации?
По результатам ежегодных отчетов ФЭП экспертные
группы будут рекомендовать площадки к конкурсу
на получение гранта.
Этот конкурс будет проходить как соревнование
материалов – всех материалов, которые в течение
всего времени пребывания в статусе «ФЭП»
наработали площадки, рекомендованные к конкурсу.
Каждый год мы будем через газеты и через интернет
объявлять список программ повышения
квалификации, и каждая школа может
воспользоваться этой информацией и принять
участие в любой из них. Финансовая поддержка
инновационных центров повышения квалификации
будет зависеть от рейтинга востребованности
этих программ в образовательном сообществе.
…Так или иначе развитие сети инновационного
образования входит в новый этап. Более сложный,
более ответственный. Неизменными остаются
поддержка инициативы, развитие партнерских
отношений профессионального сообщества и
ведомства, строгая профессионально-общественная
экспертиза проектов.
Легче не станет, но будет интереснее.
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|