Пятые Соловейчиковские чтения
Виртуальная школа: от стрелки на карте
до самостоятельного плавания
Никто точно не знает, что означает
словосочетание “виртуальная школа”. Одни
думают: виртуальная – значит компьютерная, как в
фантастических романах, с электронными
учебниками вместо бумажных. А другие (правда, их
не очень много) говорят: виртуальная – это школа
нового типа для тех, кто любит и хочет
самостоятельно учиться, но терпеть не может
школу. Пространство без классов, уроков и
звонков, школа учеников-исследователей и
учителей-ученых. Наверное, потому так много
народу собралось в студии Елены Хилтунен, что
сейчас такая школа – вопрос не праздный.
О громадном спросе на обучающие и развивающие
компьютерные программы говорили представители
Федерации интернет-образования, известной
компьютерной фирмы “Формоза”, учителя
представляли новые возможности современных
технологий.
О компьютерной программе “Живая геометрия”
рассказывали ученики московской школы № 1012,
пришедшие на чтения вместе с учительницей
математики Гаяне Аджемян. Уже несколько лет
семиклассники осуществляют самостоятельные
исследования природы точек, прямых, новых,
неожиданно возникающих геометрических фигур,
которым ребята дают смешные симпатичные
названия. И все в один голос твердят: так
геометрию учить интереснее, все действительно
живое, настоящее, а иначе надо было бы сделать
сотни три чертежей от руки, чтобы получить
результат. Но при этом смеются: нет, все время за
компьютерами учиться не хотим. Разве можно
научиться рисованию красками или красивому
письму, нажимая на клавиши?..
Обучающие компьютерные программы для освоения
нотной грамоты, кройки и шитья, компьютерного
графического дизайна и многих других полезных
навыков представлял Московский Центр
интернет-образования в лице своего ведущего
специалиста Татьяны Шумихиной. Сотрудники
центра разрабатывают программы по так
называемым сценариям, которые создают
профессиональные педагоги. Получается
своеобразная кооперация, от которой выигрывают
все, – смысловое наполнение предмета или этапы
освоения навыка проектируются учителями, а
техническое воплощение осуществляется
профессиональными программистами на очень
высоком уровне.
Армен Давтян, руководитель проекта «Открытая
образовательная платформа “Формоза”»
демонстрировал возможности локальной
образовательной сети, которую можно установить в
отдельно взятой школе. Он так и говорит: “Есть ли
противоречие между компьютером и школой?
Наверное, есть, потому что схема образования,
существующая в школе, сам принцип устройства
урока не очень легко принимает компьютер как
средство для образования. Я не имею в виду уроки
информатики, а использование компьютера для
изучения других школьных предметов”. И компания
предприняла неожиданный ход – разработала
программу, при помощи которой можно вести урок по
любому общеобразовательному предмету со всем
классом сразу. Здорово, подумали мы, глядя на
яркую картинку с экрана, интересно, но…
Кто бы придумал все-таки такие компьютерные
программы, которые позволяли бы каждому
школьнику абсолютно самостоятельно эту самую
школу закончить. Программы действительно
обучающие, советующие, контролирующие,
провоцирующие познавательный интерес. Наверное,
это единственно возможные учебные пособия для не
существующей пока виртуальной школы. А
электронные учебники, даже самые увлекательные,
– всего лишь учебники, костыль, подпорка, не
отпускающая ребенка в самостоятельное плавание.
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|