Пятые Соловейчиковские чтения
Мифы и реальность педагогики
сотрудничества: что нас объединяет?
В зале погас свет, зазвучала
классическая музыка, и на экране проектора один
за другим стали высвечиваться портреты
Сухомлинского, Макаренко, Венцеля, Никитина,
Газмана, Шаталова, Амонашвили... Так начался
разговор о мифах и реальности педагогики
сотрудничества.
Это шестичасовое обсуждение организовал
психолог Дмитрий Сороков вместе со своими
учениками – студентами Московского городского
психолого-педагогического института.
В течение трех месяцев ребята посещали семинары
педагогов-новаторов. Побывали на занятиях в
свободной вальдорфской школе Анатолия Пинского,
провели несколько дней в Текосе – знаменитой
школе Михаила Щетинина, стали участниками
коммунарского сбора. И вот теперь учителя и
ученики вновь встретились, чтобы вместе с
гостями Соловейчиковских чтений поговорить о
том, в чем же суть феномена педагогики
сотрудничества. Как он возник и какую роль играет
в современном образовании?
Сначала своим видением истории педагогики
сотрудничества поделились Виктор Федорович
Шаталов и Шалва Александрович Амонашвили.
Молодым педагогам важно знать, в каких жестких
условиях шло профессиональное становление
будущих авторов педагогики сотрудничества. «Не
случайно статья о драматической судьбе
редактора «Учительской газеты» Владимира
Матвеева называлась «Чисто партийное убийство»,
– сказал Шалва Александрович. – По сути, то, что
произошло, и было тонким, не поддающимся
уголовному преследованию партийным убийством».
В таких условиях поддержка педагогов со стороны
печати была особенно ценной: «Многое уходит из
моей памяти, но тот день, когда мы собрались в
Переделкине, я помню до сих пор во всех деталях.
По предложению Соловейчика мы три дня работали
по принципу мозговой атаки. Каждый высказывал
свои идеи, не критикуя других. Я думаю, этот
замечательный принцип запрета на критику и
способствовал успешности нашей работы».
На взгляд Сергея Юрьевича Курганова, о
педагогике сотрудничества невозможно говорить,
не удерживая в поле внимания три педагогических
направления: традиционную классическую
навыковую школу, систему развивающего обучения и
школу диалога культур. А пространством, где эти
три направления могли бы продуктивно
взаимодействовать, является построение школы
возраста, в частности подростковой школы.
В этом, считает Сергей Курганов, – будущее
педагогики сотрудничества.
Получилось так, что нить обсуждения плавно
переходила от представителей старшего поколения
педагогов к учителям среднего возраста и совсем
еще юным участникам диалога. Студенты
прокомментировали видеозаписи прошедших
семинаров.
От встречи с Евгением Ильиным у большинства
студентов осталась ассоциация «Соло на сцене».
Как сказала Лиза Зеленер, Ильин очень
эмоционален, он заражает своей энергетикой,
приковывая к себе внимание, как хороший актер.
– За этой игрой скрывается что-то глубоко
личностное, человечное, неразгаданное, к чему мы
хотели приблизиться, задавая вопросы, но нам это,
к сожалению, не удалось.
А вот Вадим Левин оставил после себя совсем иной
образ – человека, который умеет прекрасно
организовать совместное общение взрослых и
детей. Олег Шведовский заметил, что кажется,
будто Левин сам практически ничего не делает,
кроме как создает коммуникацию, иногда задавая
какие-то вопросы, иногда уточняя высказанную
кем-то мысль, а в результате идет общий
увлекательный диалог, где все вместе – и
студенты, и дети – пытаются дойти до сути
вопроса.
А Лиза была потрясена тем, как в один момент,
когда она допустила ошибку в рассуждении, Левин
сделал так, что ученица начальной школы помогла
ей разобраться в этой ошибке.
– Он словно перевел меня с позиции взрослой,
старшей по отношению к детям, на уровень
настоящего сотрудничества. Вдруг произошло чудо,
и ребенок стал выше в моих глазах.
Сильное и противоречивое впечатление произвело
на ребят «Лесное чудо» Михаила Щетинина. В этой
школе учителя и ученики все построили и украсили
своими руками: удивительно красивый концертный
зал, замечательные дома, площадки, мосты. Здесь
умеют прекрасно трудиться, танцевать, петь.
Видно, любовь к родной земле у взрослых и детей
непоказная. Но любовь к Родине в школе Щетинина
какими-то тайными нитями переплелась с
ненавистью к «ворогу», не явному, а невидимому,
ожидаемому, которому надо быть готовым в любой
момент дать отпор. Тут многое говорит о русской
истории: предметы в домах, сюжеты росписей на
стенах, патриотические песни. Но почему-то память
здесь чаще проявляется своими опаленными
страницами.
– Когда он задавал вопрос, казалось, что он весь
погружен в того человека, с которым общался, –
сказала Женя Шестакова. И написала эссе. Вот
небольшой отрывок из него: «Начинается урок
сердца. И все мои сомнения, неуверенность уходят
– учитель словно говорит: оставь это, забудь,
пойдем лучше со мной по дороге.
Он собирал дары сердца: подходил к нам,
протягивал ладонь и говорил: дай мне дар сердца. И
у меня было ощущение, будто я действительно
отдала ему кусочек сердца, который он бережно
принял в свою душу»...
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|