Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №73/2001

Вторая тетрадь. Школьное дело

Пятые Соловейчиковские чтения

Библиотека в школе:
приглашаются все и без билетов

Вот влезешь в проблему и издашь возмущенный вопль: «Кто бесправнее школьного учителя? Только школьный библиотекарь!»
Так, да не так. Конечно, роль библиотеки в школе зависит от ее работников. Но при поддержке и помощи администрации (дайте мне точку опоры!) можно сделать библиотечный зал центром школы, даже района.
И такое уже есть. Вот две школы в Питере (№ 466 и № 406), где идет эксперимент «Библиотека школы – информационный и культурный центр для всех». 466-я школа стала федеральной экспериментальной площадкой именно с этой программой. Школа расположена в курортном поселке на берегу Финского залива, от Питера удалена, контингент ограничен, наличествуют все прелести летнего курортного сезона. Идея сделать библиотеку культурным центром поселка идет от библиотекаря при поддержке дирекции.
Собравшиеся за “круглым столом” говорили, как важно делать упор не на массовость – люби книгу и все тут, – а проводить индивидуальную работу с учениками. Выдвигались крамольные мысли, что не нужно идти на поводу у учебного процесса, а стоит разворачивать детей в сторону Книги. Все присутствующие были согласны, что любая внеклассная работа – наиболее эффективный способ втянуть школу во всеобщее думание (от “думать”).
О своем опыте работы рассказала Наталья Балашова заместитель директора по научно-методической работе гимназии № 5 из Сергиева Посада. В читальном зале можно найти реферативные работы учащихся, локальные акты школы, библиографии. Отдельной полкой – книги с автографами сочинителей. Есть раздел «Книга в подарок школе», причем библиотеку одаривали и дирекция, и учителя, и дети, и родители. В классах проводятся «часы тихого чтения», когда на уроке каждый читает что хочет. Тихо.
На столах в библиотеке для учителей, завучей, детей, родителей лежат папки с интересными статьями из периодической печати. Доступ свободный.
Любопытна идея анкетирования учащихся. Вопрос: «Какие книги читали твои родители в последние 5–7 дней». Потом тот же вопрос родителям о детях.
Мероприятия рассчитаны не на конкретную возрастную категорию, а охватывают всех учащихся. Ребенок, оказываясь в теме, которая для него сложна, тянется за старшими ребятами. Пусть он поймет не все, но часть информации все равно отложится. На вечера дети приводят родителей – чтобы «мама тоже побыла». Приглашаются все и без билетов.
В гимназии прошел большой классный час одновременно по одной для всех теме. Не в актовом зале, а в кабинетах, с классными воспитателями. Тема «Трудное слово толерантность». Выставки и списки рекомендуемой литературы были предложены общие как для детей, так и для классных руководителей. Классный час был придуман директором, а библиотекари нашли форму, в которой он мог состояться.
Родители учеников потом приходили в библиотеку с просьбами дать почитать Анну Франк, Стеллу Нудольскую...

Светлана ПОПОВА


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru