Пятые Соловейчиковские чтения
Виктор Зарецкий:
“Технология, которой могут пользоваться все”
“Как работать учителю, если он хочет
помочь неуспевающему?” – за ответом на этот
вопрос пришли педагоги на мастер-класс Виктора
Зарецкого и Маргариты Гордон.
Оказывается, можно работать так, чтобы в классе
вообще не было отстающих. Но для этого нужно
выстраивать с учеником отношения
взаимодействия, как с равноправным субъектом
совместной деятельности. У детей появляются
желание учиться, вера в свои силы. Количество
ошибок сокращается во много раз.
Ежегодный опыт работы с учениками и учителями
убедительно доказывает, что необучаемых детей
нет. Два года назад в Летнюю школу приехал класс,
в полном составе оставленный на второй год, и
после двухнедельной работы все ученики были
переведены в следующий класс. Положительная
динамика сохраняется и сейчас, в классе ни одного
отстающего.
Однако успехи детей с особенностями развития –
так называют в лаборатории Виктора Зарецкого
тех, чье развитие не соответствует принятым
нормам, – невозможны без участия взрослого.
Поэтому не менее серьезная работа ведется в
Летней школе с учителями. Они учатся работать
по-другому, в логике рефлексивно-деятельностной
педагогики.
Отказаться от стереотипов, перейти от
традиционных приемов преподавания к педагогике
сотрудничества нелегко. И первый миф, который
разрушается: отстающие необучаемы. Для того
чтобы убедить в этом учителей, консультанты
Летней школы сначала сами ведут уроки,
отслеживают ситуацию каждого ребенка, собирают
консилиум в трудных случаях, а учителя лишь
присутствуют. И когда видят результаты уже после
нескольких занятий, изумляются: мы и не
предполагали, что наши дети на такое способны.
И в этот момент рождается второй миф: так могут
работать только избранные учителя. Для того
чтобы поверить в свои силы, учителю нужно
попробовать себя в рефлексивно-деятельностной
педагогике. И получается. Теперь уже
консультанты выступают в роли наблюдателей,
экспертов, советчиков.
Несколькими годами раньше педагогам казалось,
что все дело в чудодейственной технологии: все
дружно изобретали новые карточки, игры,
упражнения. Сейчас увлечение внешней стороной
прошло, технология ушла в глубь отношений
педагога и ребенка. Учителя почувствовали, что
главное – понять принципы рефлексивной
педагогики, тогда технология возникает сама,
находки рождаются из ситуации.
Виктор Зарецкий не только описал принципы
“чудодейственной технологии”, но и
продемонстрировал ее на практике: после краткого
вступления предложил слушателям спросить, о чем
бы они хотели услышать дальше, то есть каждый
становился не пассивным слушателем, а обретал и
реализовывал собственный смысл.
Вопросы сыпались градом, учителя соотносили
только что услышанное с собственной практикой,
уточняли, сомневались, просили совета.
Как попадают ученики в Летнюю школу – по желанию
или это обязательно? С теми, кого привезли против
воли, работать бессмысленно.
Как с позиции педагогики сотрудничества
разговаривать с классом, сбежавшим с прошлого
урока? Ответить, что именно делать и какие слова
говорить, невозможно. Но, не обсудив
происшедшего, невозможно работать дальше.
Вообще-то ситуация прогулянного урока обладает
хорошим ресурсом: это естественный повод
поговорить о смысле изучения предмета. И не нужно
жалеть на обсуждение времени. Способ наделения
деятельности смыслом гораздо важнее выученного
параграфа.
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|