Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №73/2001

Вторая тетрадь. Школьное дело

Пятые Соловейчиковские чтения

Виктор Зарецкий:
“Технология, которой могут пользоваться все”

“Как работать учителю, если он хочет помочь неуспевающему?” – за ответом на этот вопрос пришли педагоги на мастер-класс Виктора Зарецкого и Маргариты Гордон.
Оказывается, можно работать так, чтобы в классе вообще не было отстающих. Но для этого нужно выстраивать с учеником отношения взаимодействия, как с равноправным субъектом совместной деятельности. У детей появляются желание учиться, вера в свои силы. Количество ошибок сокращается во много раз.
Ежегодный опыт работы с учениками и учителями убедительно доказывает, что необучаемых детей нет. Два года назад в Летнюю школу приехал класс, в полном составе оставленный на второй год, и после двухнедельной работы все ученики были переведены в следующий класс. Положительная динамика сохраняется и сейчас, в классе ни одного отстающего.
Однако успехи детей с особенностями развития – так называют в лаборатории Виктора Зарецкого тех, чье развитие не соответствует принятым нормам, – невозможны без участия взрослого. Поэтому не менее серьезная работа ведется в Летней школе с учителями. Они учатся работать по-другому, в логике рефлексивно-деятельностной педагогики.
Отказаться от стереотипов, перейти от традиционных приемов преподавания к педагогике сотрудничества нелегко. И первый миф, который разрушается: отстающие необучаемы. Для того чтобы убедить в этом учителей, консультанты Летней школы сначала сами ведут уроки, отслеживают ситуацию каждого ребенка, собирают консилиум в трудных случаях, а учителя лишь присутствуют. И когда видят результаты уже после нескольких занятий, изумляются: мы и не предполагали, что наши дети на такое способны.
И в этот момент рождается второй миф: так могут работать только избранные учителя. Для того чтобы поверить в свои силы, учителю нужно попробовать себя в рефлексивно-деятельностной педагогике. И получается. Теперь уже консультанты выступают в роли наблюдателей, экспертов, советчиков.
Несколькими годами раньше педагогам казалось, что все дело в чудодейственной технологии: все дружно изобретали новые карточки, игры, упражнения. Сейчас увлечение внешней стороной прошло, технология ушла в глубь отношений педагога и ребенка. Учителя почувствовали, что главное – понять принципы рефлексивной педагогики, тогда технология возникает сама, находки рождаются из ситуации.
Виктор Зарецкий не только описал принципы “чудодейственной технологии”, но и продемонстрировал ее на практике: после краткого вступления предложил слушателям спросить, о чем бы они хотели услышать дальше, то есть каждый становился не пассивным слушателем, а обретал и реализовывал собственный смысл.
Вопросы сыпались градом, учителя соотносили только что услышанное с собственной практикой, уточняли, сомневались, просили совета.
Как попадают ученики в Летнюю школу – по желанию или это обязательно? С теми, кого привезли против воли, работать бессмысленно.
Как с позиции педагогики сотрудничества разговаривать с классом, сбежавшим с прошлого урока? Ответить, что именно делать и какие слова говорить, невозможно. Но, не обсудив происшедшего, невозможно работать дальше. Вообще-то ситуация прогулянного урока обладает хорошим ресурсом: это естественный повод поговорить о смысле изучения предмета. И не нужно жалеть на обсуждение времени. Способ наделения деятельности смыслом гораздо важнее выученного параграфа.

Елена КУЦЕНКО

Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru