Пятые Соловейчиковские чтения
Дмитрий Огороднов:
“Наш главный инструмент – голос”
Все было не так. Не так стояли стулья –
все должны видеть друг друга, а не учителя. Стулья
переставили. Не там стоял музыкальный центр – он
должен быть под рукой, а не на шкафу. Переставили.
Слушатели тоже не соответствовали идеалу – они
шептались. Они не умели управлять собой, своим
голосом, дыханием и вниманием. Слушателей менять
не стали.
Методика
Дмитрия Ерофеевича Огороднова активно
используется во многих странах мира, но... нет
пророка в своем отечестве. Еще в 70-е годы ХХ века
газеты писали про удивительного педагога, чьи
воспитанники за считанные месяцы начинали петь
лучше консерваторских вокалистов, читать стихи
не хуже филармонических артистов. Речь лилась
свободно и красиво, а голоса звучали
выразительно, ясно, никогда не хрипели. Вместе с
голосом менялось и сознание. Оно тоже
становилось свободным.
«Управление голосом – основа управления собой»,
– считает Дмитрий Ерофеевич. Мозг человека
формируется на основе деятельности его гортани.
Научить правильно дышать, согласовывать работу
мышц голосового аппарата – значит помочь
чувствовать, жить гармоничнее, полнее.
Воспитание себя как личности начинается с
познания своих возможностей и осуществления
собственной воли на основе этого знания.
Огороднов ссылается на труды физиологов,
психологов, мировых знаменитостей, рисует мозг в
разрезе. Его доказательства фундаментальны. Но
ведь лучше «один раз увидеть».
Дети. Маленькие, неробеющие, серьезные. «Взяли
инструменты в руки», – говорит педагог. Что-то не
видно ни скрипок, ни дудочек. Дети подносят
ладони к горлу. Голос – наш самый совершенный
инструмент. Его необходимо «взять в руки».
Кстати, кисти рук, пальцы работают при пении и
декламации активнейшим образом. Они тесно
связаны с органами речи. Поэтому всякое движение
голоса согласуется с движением руки. Не теряем ли
мы возможность развивать устную и письменную
речь ребенка, заставляя его сидеть со сложенными
руками на уроке?
Согласование движений рук, глаз, голоса, тела,
согласование своих движений с движениями
окружающих – вот что демонстрируют ученики
Огороднова. И маленькие, и взрослые. Чувство
такта в музыке и в жизни. Согласие с самим собой.
«Послушайте, какими усталыми голосами
разговаривают учителя в школах, – говорит
руководительница хора Татьяна Ивановна. – А мой
голос теперь не устает, и я не чувствую усталости.
Голос внутри нас, он наша суть. Меняется голос –
меняемся мы сами». Конечно, подобные изменения
происходят постепенно. Методика построена на
продвижении вперед маленькими шагами, зато
неуклонно. «Свободнее, без напряжения, – эти
слова звучат на каждом занятии Дмитрия
Ерофеевича. – Природа не любит напряжения».
Свобода и легкость. Как трудно этого добиться.
Перед нами не обычный урок – показательный. И все
же педагог заставляет повторить еще раз, еще...
Нельзя удовлетвориться чем-то приблизительным,
неточным, небрежным. Мы не используем и малой
доли того, что заложено в нас природой.
Требовательность учителя свидетельствует об
уважении к ученикам, к себе и к нам, пришедшим
сюда не случайно, с желанием понять.
Упражнения Огороднова можно использовать как
пятиминутную разминку на любом уроке, как
методику повышения грамотности и
совершенствования техники чтения, как способ
развития музыкального слуха и вокальных данных
любого ребенка.
Главное все же, что такие упражнения –
конкретное научно-методически проработанное
воплощение педагогики сотрудничества. Не
случайно одним из первых, кто поддержал
Огороднова, был Симон Львович Соловейчик.
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|