Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №73/2001

Вторая тетрадь. Школьное дело

Пятые Соловейчиковские чтения

Николай Крыщук:“Нужна ли растущему организму тригонометрия?”

Бродить по страницам книги, коллективно рассуждая, и не свалиться притом в занудство, сложно. Но Крыщук – лоцманом, надежда есть.
Нет задачи говорить об уже известном, всеми прочитанном и заученном. Книга твердой почвой, островком. А мы вплавь по волнам вопросов в поисках ответов. Помня об островке за спиной, чтобы было на что опереться.
Лоцман наш, как выяснилось, имеет печальный опыт ученичества и печальный опыт учительствования. Сказал Крыщук собравшимся: «Вот мне ничего не интересно, ничего я не хочу, учите меня!» И стали Крыщука учить и увлекать.
Лоцман честно предупредил, что будет провоцировать, да оттянуться ему не дали. Почтеннейшая публика с удовольствием провоцировала сама себя.
Начальным классам была предложена разведка, да чтобы не взяли в плен, да не заблудиться, не провалиться, не утонуть, да шифровки прочитать. Увлечем игрой. «А привыкают ли при этом к труду?» – волновалась аудитория. Может, лучше пойти навстречу интеллектуальной прихоти ребенка, когда есть выбор, как и чем заниматься: сам себе избираешь предмет и технологию обучения, хочешь – за компьютером сиди, хочешь – учителя слушай, хочешь – учебник штудируй.
Учитель географии из Вязьмы отвечает за знания 300 учащихся, тут не до изысков, имена бы запомнить: «Если я вызвала к доске и слышу «а я не учил», не позволяю уйти. Не важно, учил или не учил. Вспоминаем, воспринимаем на ходу. Но при любой технологии, методике не один, так другой ребенок выбывает из процесса». Итак, теперь наш лозунг – не разрешать бездельничать!
И тут вопрос к лоцману: «Вот вы учить вас просите, а сами знаете – как?» Не знает Крыщук как, в чем и сознается.
Выясняется, что дети не хотят идти в школу еще до школы. Что родители не формируют престиж знаний. Но вот предложена система Виноградова, где не ставят оценок и домашнее задание выполняется по желанию. В начале года 60 процентов ребят дома радостно ничего не делали, а к концу года работали все. «Это им мама велела!» – голос из зала.
Ну хорошо, приходят наши увлеченные дети в среднее звено, как не растерять ауру успешного начала? Здесь нужен коллектив учителей-единомышленников.
Влияет ли наполняемость класса на увлечение учебой? Вовсе нет. Звучит пример: сельская малокомплектная школа, два ученика – и оба лоботрясы.
Вот как поступает педагог, давно и тщательно размышляющий над проблемой. «Я знакомлюсь с классом и прошу ребят писать мне записки – готова ответить на любые вопросы обо мне, учительнице. Знаете, спрашивают в основном «за что вы ставите двойки?» и «сколько домашнего задания будет?». А вот что думает одиннадцатиклассник об учении с увлечением: «Вообще в учебе ничего интересного нет, лучше развлекаться. Интерес возможен, когда я все понял и могу ответить на пять». И все дети пишут о том, что им не хватает общения, что в учителе хотелось бы видеть прежде всего друга».
Приятно было видеть педагогов мужеска пола. «Загляните в себя, – убеждал лирично настроенный выступающий, – нас в детстве никто не учил любить. Пойми прежде всего себя, не понимая себя, что ты принесешь детям?»
«Школа вообще не должна учить! – горячился другой оратор. – Меня десять лет учили без увлечения, еле дождался конца школы, чтобы пойти в пединститут!» И, удивляя внимающих, вопрошал: «Нужна ли растущему организму тригонометрия? Средняя школа стала филиалом подготовки к вузу. А главное – научить осознавать себя человеком».
Разгорелась и погасла маленькая битва в защиту химии. А очень важное, на мой взгляд, мнение осталось почти незамеченным: «Правильно ли построен курс предмета? Может быть, есть балласт, от которого стоит избавляться?»
Вот педагог делится тем, что сама узнала недавно и случайно. Оказывается, центр речи полностью формируется к 10–14 годам, после чего перестает развиваться. Учителя совершенно изолированы от необходимой информации от психологов и физиологов!
Тут раздается тихое: «Можно мне?» Решается подать голос учительница, аккуратно и сдержанно сидевшая с поднятой рукой все время общих дебатов.
И тогда нам всем становится понятно, что просто нужно встречаться, обмениваться мнениями, опытом, историями – и не в пределах одной школы, а в масштабе всей страны. И задавать вопросы, и спорить, и кипятиться, и соглашаться. А тема может быть любая, не важно это. Учитель все равно будет «как он дышит, так и пишет, не стараясь угодить».

Светлана ПОПОВА


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru