Пятые Соловейчиковские чтения
Николай Крыщук:“Нужна ли растущему
организму тригонометрия?”
Бродить по страницам книги, коллективно
рассуждая, и не свалиться притом в занудство,
сложно. Но Крыщук – лоцманом, надежда есть.
Нет задачи говорить об уже известном, всеми
прочитанном и заученном. Книга твердой почвой,
островком. А мы вплавь по волнам вопросов в
поисках ответов. Помня об островке за спиной,
чтобы было на что опереться.
Лоцман наш, как выяснилось, имеет печальный опыт
ученичества и печальный опыт учительствования.
Сказал Крыщук собравшимся: «Вот мне ничего не
интересно, ничего я не хочу, учите меня!» И стали
Крыщука учить и увлекать.
Лоцман честно предупредил, что будет
провоцировать, да оттянуться ему не дали.
Почтеннейшая публика с удовольствием
провоцировала сама себя.
Начальным классам была предложена разведка, да
чтобы не взяли в плен, да не заблудиться, не
провалиться, не утонуть, да шифровки прочитать.
Увлечем игрой. «А привыкают ли при этом к труду?»
– волновалась аудитория. Может, лучше пойти
навстречу интеллектуальной прихоти ребенка,
когда есть выбор, как и чем заниматься: сам себе
избираешь предмет и технологию обучения, хочешь
– за компьютером сиди, хочешь – учителя слушай,
хочешь – учебник штудируй.
Учитель географии из Вязьмы отвечает за знания 300
учащихся, тут не до изысков, имена бы запомнить:
«Если я вызвала к доске и слышу «а я не учил», не
позволяю уйти. Не важно, учил или не учил.
Вспоминаем, воспринимаем на ходу. Но при любой
технологии, методике не один, так другой ребенок
выбывает из процесса». Итак, теперь наш лозунг –
не разрешать бездельничать!
И тут вопрос к лоцману: «Вот вы учить вас просите,
а сами знаете – как?» Не знает Крыщук как, в чем и
сознается.
Выясняется, что дети не хотят идти в школу еще до
школы. Что родители не формируют престиж знаний.
Но вот предложена система Виноградова, где не
ставят оценок и домашнее задание выполняется по
желанию. В начале года 60 процентов ребят дома
радостно ничего не делали, а к концу года
работали все. «Это им мама велела!» – голос из
зала.
Ну хорошо, приходят наши увлеченные дети в
среднее звено, как не растерять ауру успешного
начала? Здесь нужен коллектив
учителей-единомышленников.
Влияет ли наполняемость класса на увлечение
учебой? Вовсе нет. Звучит пример: сельская
малокомплектная школа, два ученика – и оба
лоботрясы.
Вот как поступает педагог, давно и тщательно
размышляющий над проблемой. «Я знакомлюсь с
классом и прошу ребят писать мне записки –
готова ответить на любые вопросы обо мне,
учительнице. Знаете, спрашивают в основном «за
что вы ставите двойки?» и «сколько домашнего
задания будет?». А вот что думает
одиннадцатиклассник об учении с увлечением:
«Вообще в учебе ничего интересного нет, лучше
развлекаться. Интерес возможен, когда я все понял
и могу ответить на пять». И все дети пишут о том,
что им не хватает общения, что в учителе хотелось
бы видеть прежде всего друга».
Приятно было видеть педагогов мужеска пола.
«Загляните в себя, – убеждал лирично настроенный
выступающий, – нас в детстве никто не учил
любить. Пойми прежде всего себя, не понимая себя,
что ты принесешь детям?»
«Школа вообще не должна учить! – горячился
другой оратор. – Меня десять лет учили без
увлечения, еле дождался конца школы, чтобы пойти
в пединститут!» И, удивляя внимающих, вопрошал:
«Нужна ли растущему организму тригонометрия?
Средняя школа стала филиалом подготовки к вузу. А
главное – научить осознавать себя человеком».
Разгорелась и погасла маленькая битва в защиту
химии. А очень важное, на мой взгляд, мнение
осталось почти незамеченным: «Правильно ли
построен курс предмета? Может быть, есть балласт,
от которого стоит избавляться?»
Вот педагог делится тем, что сама узнала недавно
и случайно. Оказывается, центр речи полностью
формируется к 10–14 годам, после чего перестает
развиваться. Учителя совершенно изолированы от
необходимой информации от психологов и
физиологов!
Тут раздается тихое: «Можно мне?» Решается подать
голос учительница, аккуратно и сдержанно
сидевшая с поднятой рукой все время общих
дебатов.
И тогда нам всем становится понятно, что просто
нужно встречаться, обмениваться мнениями,
опытом, историями – и не в пределах одной школы, а
в масштабе всей страны. И задавать вопросы, и
спорить, и кипятиться, и соглашаться. А тема может
быть любая, не важно это. Учитель все равно будет
«как он дышит, так и пишет, не стараясь угодить».
Светлана ПОПОВА
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|