Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №73/2001

Вторая тетрадь. Школьное дело

Пятые Соловейчиковские чтения

Юрий Макаров: “Программы из трех ступеней”

Индивидуализация обучения сегодня у всех на устах. Все больше появляется учителей, которых абсолютно не устраивает усредненное среднее образование. Пермский педагог Юрий Макаров этой темой начал всерьез заниматься еще лет тридцать назад и, как показали очередные Соловейчиковские чтения, обрел за эти годы немало единомышленников.
Методика Юрия Афанасьевича, исходное ее положение: наша школа рассчитана на ученика, которого в природе не существует. На некое мифическое существо, обязанное пройти программу каждого класса за девять месяцев, изучая отдельные темы в строго определенных рамках. Все разграфлено, как по линейке, – уроки, часы, домашние задания... Но из-за этого частокола, как переросшие забор деревья, выглядывают головы способных учеников, с легкостью осваивающих новую порцию знаний, и совсем не видно аутсайдеров, со скрипом переползающих из класса в класс. И совсем уж катастрофические масштабы это приобретает в интернатах для детей-инвалидов, в принципе не способных шагать в ногу.
Технология Макарова предлагает ориентацию на индивидуальные особенности ученика. Учитываются склонности, знания, умение мыслить самостоятельно. Обобщенно это выглядит так: пока один ученик решает бином Ньютона, его одноклассник осваивает закон сохранения энергии, а третий уже на подступах к Эйнштейну. Конечно, на практике все немного иначе. Существуют три различные ступени внутри каждой предметной программы: тщательно подобранный сборник задач, примеров или упражнений, соответствующих определенному уровню знаний. Первая ступень – тройка, вторая – четверка, покоритель третей уносит домой заслуженные пять баллов.
Дискриминация, скажете вы, решив, что учитель просто рассаживает класс из одной общей «клетки» в три другие разных габаритов. И ошибетесь. Школьники, как в компьютерной игре, сами выбирают себе уровень сложности. (Макаров вообще делает упор на развитие в детях способности к самообучению. Учитель в его понимании не лектор, а человек, помогающий ребенку разобраться в непонятной для него части выбранного задания.)
Конечно, такая технология не может опираться на общепринятые усредненные учебники. Юрию Макарову и его коллегам пришлось взяться за разработку пособий. Результат – 56 учебников с первого по одиннадцатый класс, пользующихся спросом в 73 регионах России. Как их оценивают педагоги и ученики? «Судите сами, – сказала мне учительница математики из Приморья, – мои ученики стали с удовольствием ходить на уроки, а ведь это все-таки не история с ее занимательными рассказами. Возник даже дух какой-то здоровой конкуренции, соревновательности».
У методики Макарова помимо перспектив явных просматриваются и более отдаленные: создание на базе подобных технологий экстернатуры для школьников-вундеркиндов и перевод на заочную форму обучения детей с проблемным здоровьем; возникновение разновозрастных классов, идея которых, впрочем, воспринимается сегодня как утопическая.

Игорь КИМ

Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru