Пятые Соловейчиковские чтения
12-летнее обучение:
школа должна взрослеть вместе с детьми
Среди выступавших на “круглом столе”
не было никого, кто бы принимал 12-летку в том виде,
в котором она предлагается сегодня.
Ради чего мы хотим ввести 12-летнюю форму
обучения? – основной вопрос, на который пытались
ответить собравшиеся. Разгрузить школьную
программу, восстановить подорванное непомерными
нагрузками здоровье подрастающего поколения?
Для ведущих педагогов такая причина перехода на
12-летку кажется малоубедительной, поскольку
существует масса примеров, когда дети без
всякого ущерба для здоровья получают знания в
гораздо большем объеме, чем это предлагает им
сегодняшняя школьная программа. Оправдать
лишний год в школьном учебном процессе можно
лишь веским неформальным обоснованием, идеей, а
ее-то как раз в концепции перехода на 12-летку в
нынешнем варианте нет. Идя по пути механического
растягивания обучения, мы неизбежно придем в
тупик. Чем современная школа может реально –
профессионально, личностно – помочь
старшекласснику? Предлагая человеку задержаться
в своих стенах еще один год, что она может
предложить ему взамен?.. В существующих
отношениях ученик–школа скорее последняя
должна учиться у ребенка умению впитывать в себя
стремительно меняющиеся жизненные реалии. Ясно,
что с введением 12-летки, к окончанию которой
выпускнику исполнится 18–19 лет, cуществующий
конфликт не только не решится, а будет
развиваться, усугубляться. Дети, в эмоциональном
плане переросшие среднюю школу, будут вынуждены
искать вопросы на свои ответы за пределами
школьных стен, что чревато массовым уходом их из
школы.
Переход школы на новый уровень возможен лишь при
условии, когда изменятся поставленные перед ней
цели и задачи. Из всего сказанного в ходе
“круглого стола” можно выделить два вопроса,
решение которых не вызвало споров у собравшихся:
– в 12-летке только тогда появляется смысл, если
перед школой будет поставлена задача помочь
молодому человеку обрести себя, сформировать
собственное мировоззрение;
– последние три года должны стать профильной
школой, чтобы, закончив ее, человек мог сразу же
включиться в социальную общественную структуру.
А продолжительность обучения в школе – вопрос
непринципиальный: учиться можно хоть всю жизнь.
Было бы желание.
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|