Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №73/2001

Первая тетрадь. Политика образования

Пятые Соловейчиковские чтения

Сельская школа: свой путь, свой уклад

Все говорили: нет, реструктуризация в том виде, в каком ее предлагают, не нужна. Для каждой области, даже каждой конкретной школы должен быть свой вариант жизни. И это забота местного управления образования.
Анатолий Цирульников, главный редактор “Сельской школы со всех сторон”, считает, что в процессе разработки программы модернизации образования сельскую школу учитывают постольку поскольку, ограничиваясь правильными, но слишком общими словами о важности сельской школы для развития села. А работа специалистов сельского образования, практически не учитывается. Общемировая тенденция – разукрупнение школ в сельской местности. А мы пытаемся создавать одну большую школу на округу. В чем же тогда логика модернизации образования?
Мы слушали выступавших и чувствовали, как они болеют всем сердцем за своих учеников, как пытаются строить жизнь своей школы на двух в общем-то взаимоисключающих понятиях – семейственности, общинности как основаниях маленькой школы и жестких требованиях к ученикам для увеличения их конкурентоспособности.
Об этом говорила Татьяна Бабушкина из Ростова-на-Дону, рассматривающая сельскую школу как особо важное пространство детства, где у ребят могут развиться такие качества характера и навыки, которые начисто забыты городскими детьми. В этом своего рода уникальность опыта каждой конкретной маленькой школы, принципиально не тиражируемого. Поэтому и не нужно загонять живую жизнь в жесткие универсальные рамки. Как одна деревня не похожа на другую, так и сельские школы пусть будут разными. Деревенская школа в высшем смысле этого слова – место сохранения человека.
Но как же все-таки совместить сохранение душевных качеств и требования современного образования? Пермский педагог Юрий Макаров утверждает: именно самостоятельное продвижение каждого ребенка в том материале, который ему сейчас посилен, – оптимальный вариант для сельских школ. О похожем опыте учения рассказывала и Клавдия Борисовна Сапрыкина из Воронежской области, директор школы, в которой учатся семьдесят четыре человека. Она говорит: сельские дети нисколько не отстают от городских, у них свой путь развития, его надо уважать, принимать и поддерживать, разрабатывая подходящие технологии обучения.
Своя школа, свой особый путь, свой неповторимый уклад… Может быть, об этом прежде всего надо думать, когда мы говорим о реформе сельской школы?

Елена ЛИТВЯК

Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru