Пятые Соловейчиковские чтения
Александр ЛОБОК: “Нормальный школьный
урок? Я бы умер от скуки!”
Вслушивание в Александра Михайловича
всегда приводит к результатам непредсказуемым.
Внезапно открываются внутренние воротца,
начинается уяснение для самого себя неких
понятий и вещей, не имеющих ничего общего ни с
темой разговора, ни с проблемами, которые в
данный момент нужно решать. Магия этого контакта
необъяснима. Полученные знания не предугадать
(не заказать, не проструктурировать) заранее ни
учителю, ни слушателю, ни собеседнику.
А тут еще у Лобка проблемы – ура! – будет
интересно (совершенно эгоистично, не правда ли?).
Схематично педагогический – нет, не тупик,
скорее закоулок можно обрисовать так. Дойдя до
рокового возраста 13–15 лет, дитя, рассуждающее о
фразе Бродского “Свобода, когда забываешь
отчество у тирана”, начинает беседовать по
телефону следующим образом: “Я чисто такая стою,
а он типа подходит...”
“Почему происходит сумасшедший кризис, разрыв с
учителем, почти предательство? – рассуждает
Александр Михайлович. – Человек пытается
осуществить себя социальным существом,
примериться к норме, а норма – другая. Социум
живет по законам примитивного менталитета.
Некоторые вдохновенные педагоги решили, что
культура – это ценность, Рембо в оригинале – это
ценность. А мир говорит иное. Наступает период
тотальной внутренней примитивизации”.
Старшеклассница жалуется: во всех тусовках
Екатеринбурга, в какой-нибудь дискотеке “Люк”,
не найдется ни одного человека, что не покрутил
бы пальцем у виска, узнав, что любимая книга
девочки “Преступление и наказание”.
А ведь детей учат так, а не иначе не потому, что
такая форма выпендрежа, и не потому, чтобы себе
собеседников вырастить. А просто никак нельзя
по-другому. Если в соответствии с внутренними
требованиями, если привык все делать честно.
“Нормальный школьный урок я никогда бы в жизни
не смог провести, умер бы от скуки на первых
десяти минутах”, – говорит Лобок.
Ребенок осознает, что с ним сделан “неприличный
эксперимент”, а он никого об этом не просил.
Хочется быть как все, а не получается, даже в
дворовой лексике проступает изощренное владение
словом. Социум вычисляет чужака. И возникает
мысль об уходе в массовую школу.
Полагаю, что каждый педагог, каждый родитель
однажды сталкивается с такой проблемой. Кого
растить? Полноценного члена общества, того, кому
предназначены рекламы, сериалы, дебильские
журнальчики? Или, выложив без утайки все
накопленное, всем поделившись, ничего не
пропустив, выпустить в мир существо, которое, как
заранее известно, будет отторгнуто, не принято,
не понято во дворе, в компании, в ночном клубе, в
подростковой среде?
И все равно всякий раз знаешь, что выбора,
собственно, и нет. Учить и воспитывать будешь не с
позиции “чтоб ему потом было комфортно”, а по
своей честности.
А подростковый возраст со страстью к
нивелированию, к стремлению “как все” пройдет. И
человек будет ценить именно свою непохожесть,
неповторимость. И деваться некуда, пойдет искать
своих, любить, учить...
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|