Пятые Соловейчиковские чтения
Евгений Ильин: “Я горжусь, что за сорок
лет не прочитал ни одной методической книги!”
“Балаган”, – говорят про его уроки
одни. “Театр, волшебство”, – восхищаются другие.
Следовать системе Ильина невозможно. Чтобы
давать такие уроки, нужно быть самим Ильиным.
Главное, чему можно научиться у известного
педагога, считают его поклонники, – это быть не
похожим ни на кого другого. По убеждению
педагога, победа неизбежна, если учителю удастся
сделать себя героем собственного урока.
...Кто придумал, что современный педагог в помощь
себе должен изучать специальную литературу,
овладевать новыми методиками? У Ильина все не
так: ключевая идея его системы – как раз
отрицание того и другого.
Объясняет это просто: все, что говорит своим
ученикам, берет “из себя”. Как поэт – рифму,
писатель – тему... Ставка только на себя.
Вопрос вопросов учителя словесности – как
научить читать ребенка, не желающего иметь дело
ни с какой художественной литературой? – для
Ильина не стоит. У него читают все. И не только в
школе, но и долгие годы после. Рецептов, по словам
Евгения Николаевича, тьма, надо только уметь ими
пользоваться. Запрет один: на уроке ничего нельзя
делать просто так. Все – с выдумкой, с фантазией.
Или, пользуясь терминологией Ильина, надо все
время пытаться уходить от “педагогики голого
крючка” и в противовес ей создать собственную
систему “крючков с насадками”, на которые
поймается любой ребенок.
“Насадка” номер один: домашнее задание. Не
простое, конечно, а с закавыкой. “Дети, какие
особо важные мысли учебника не прозвучали
сегодня на уроке?” После такого задания дети
читают учебник самозабвенно... Или ученикам
предлагается найти в романе пятую жертву
Раскольникова: “И тогда я подарю вам свою книгу с
надписью “Гениальному ученику от восхищенного и
потрясенного учителя”...
“Насадка” номер два: задавать детям только
такие вопросы, на которые сам не знаешь ответа.
Если бы умер муж Татьяны, пошла бы она за Онегина?
“Насадка” номер три (и, как уверяет Ильин,
главная): урок должен держаться на юморе,
поскольку “учитель литературы без юмора, как
“Поднятая целина” без Щукаря”.
– Я говорю: Миша! Если бы я был криминалистом, я бы
искал отпечатки твоих пальцев на этой книге. Ну
прочитай хоть что-нибудь... А другому ученику
скажу: знаешь, чем ты отличаешься от Гоголя?
Гоголь восемь раз переписывал “Мертвые души”, а
ты бы хоть раз туда заглянул...
Если уж входить в литературу, то всерьез и
по-настоящему. По Ильину это значит:
формулировать темы уроков и сочинений совсем не
так, как это принято на традиционном уроке. У
Ильина так: “Два затмения в “Слове о полку
Игореве”. Одно на Солнце, другое в голове
Игоря...”
Что такое литература для современного человека?
– спрашивает Ильин и отвечает: литература – не
просто книга, это все. Когда ты умеешь сказать
все, тогда будут читать книгу, которую ты даешь. А
для того чтобы ученик поверил учителю, нужно,
чтобы он увидел, что к нему пришел не учитель
литературы, а человек, владеющий профессией.
“Вот, собственно, и все, – улыбнулся напоследок
Ильин. И тут же добавил: – Нужно подходить к уроку
с позиции разумного эгоизма. Интересно вам –
интересно всем!”
...После выступления к педагогу подошла девушка и,
робея, попросила дать “совет начинающему
литератору”. Евгений Николаевич совершенно
серьезно ответил: “Надо выбрать свою бумагу. Это
очень важно. Вот лично я пишу только на клочках...
Это не так страшно”.
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|