Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №73/2001

Первая тетрадь. Политика образования

Пятые Соловейчиковские чтения

Василий КОЛЬЧЕНКО: “Надо научиться брать у других стран самое лучшее, не впадая в крайности”

Тема нашего разговора – развитие школы. Не в одной стране, а сразу в двух. Да еще и в таких огромных, многоликих и богатых традициями странах, как Россия и США. Это разговор о том, что было, что есть и что будет. Куда идем и куда на самом деле следует идти.
Что же нужно? Учение с увлечением. Откуда оно берется? Примерам и условиям нет конца. Попробуем выделить главное: чтобы учиться с увлечением, надо учиться успешно. Но это еще не все: чтобы учиться успешно, надо учиться с увлечением.
В этом парадоксе суть и сложность задачи учителя. Успех порождает увлечение, а увлечение – успех. Что первично? Одни дети начинают с успеха, другие – с увлечения, но в школе учебный успех – и цель и средство, его заменить просто нечем.
Если раскрутить маховик настоящего учебного успеха, то учение с увлечением возникает само собой. Об этом говорят книги Симона Соловейчика и опыт наших педагогов-новаторов.
Педагогика сотрудничества не просто гуманное отношение к ребенку и учителю. Это победная педагогика. Люди научились вести детей к успеху, к увлечению, к свободе и творчеству. Их стоит послушать. Ради этого и проводятся Соловейчиковские чтения.
В апреле я вел семинар в Гарвардском университете, чей педагогический факультет признан лучшим в США. Тема: «Чему нам поучиться у российского образования?» Оказывается, не только нам у них есть чему поучиться, но и американцам у нас. Слушали внимательно. Задавали вопросы.
Сравнительная педагогика в США – серьезная дисциплина, есть особое общество, на конференции съезжаются сотни специалистов, выходят журналы и книги, но понимания по-прежнему не хватает.
Преобладают мифы. У них – о нас, а у нас – о них. Вчера в перерывах мне рассказали три истории об американской школе. В одной она напоминала детский сад. Серьезной учебы нет, учителя нянчят старшеклассников. В другой – школа была как тюрьма. Охрана, наказания, свободно шагу ступить нельзя. В третьей – как академия наук. Доклады, консультанты.
Могу подтвердить: все это правда. Какая же американская школа на самом деле? Разная. И все же есть общий образ школьной жизни. В Америке это свобода, но слабые знания. У нас – зажим, но знания покрепче.
Откуда зажим в нашей школе? Это отечественная традиция со времен Петра I и Екатерины II , Николая I и, конечно, советской власти. Сейчас, похоже, ветер меняется. Перемены малозаметны, но если сравнить, скажем, шестидесятый год и двухтысячный, то школьной свободы явно прибавилось.
Откуда свобода у американцев? Вспомните школу Тома Сойера. Тупая зубрежка, учитель бьет учеников. В двадцатом веке началась борьба за права – сначала трудящихся, потом женщин, негров и, наконец, детей. В Америке школьная свобода победила в семидесятые годы, и тут же во многих школах она обернулась псевдосвободой по типу детского сада. Выросло поколение малограмотных.
Замелькали анекдотические истории. Кассир затрудняется подсчитать сдачу. Избиратель не может прочесть избирательный бюллетень. Понятно, почему в Америке растет движение за высокие учебные стандарты.
Задача правильная, а средства часто ошибочные. Что обсуждают сейчас в США как педагогическое новаторство? Введение школьной формы, угрозу второгодничества, удлинение учебного дня, сокращение каникул, занятия после уроков, по субботам и летом, отчисление нарушителей...
Школы закручивают гайки, а дети, учителя и родители стонут. У нас гайки помаленьку ослабляют, но как бы не прийти к тому же результату, что и в Америке. Мы уже побывали там, куда они направляются, а они – там, куда нацелились мы. Неужели так и будем ходить, словно маятник, из одной крайности в другую?
А что хорошего можно найти в американских школах? Уважение к ребенку. Творческие проекты по любому предмету, свободные дискуссии, игры, непринужденный тон, разнообразие эксперимента. Все это важно и нужно для школы – только не вместо серьезного учебного труда, а вместе с ним. Не вместо, а вместе – важный принцип. В формуле «учение с увлечением» американские новаторы увлеклись увлечением, а наши – учением, учебным успехом. Объединить и то и другое – задача школы будущего.


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru