Пятые Соловейчиковские чтения
Василий КОЛЬЧЕНКО: “Надо научиться
брать у других стран самое лучшее, не впадая в
крайности”
Тема нашего разговора – развитие школы.
Не в одной стране, а сразу в двух. Да еще и в таких
огромных, многоликих и богатых традициями
странах, как Россия и США. Это разговор о том, что
было, что есть и что будет. Куда идем и куда на
самом деле следует идти.
Что же нужно? Учение с увлечением. Откуда оно
берется? Примерам и условиям нет конца. Попробуем
выделить главное: чтобы учиться с увлечением,
надо учиться успешно. Но это еще не все: чтобы
учиться успешно, надо учиться с увлечением.
В этом парадоксе суть и сложность задачи учителя.
Успех порождает увлечение, а увлечение – успех.
Что первично? Одни дети начинают с успеха, другие
– с увлечения, но в школе учебный успех – и цель и
средство, его заменить просто нечем.
Если раскрутить маховик настоящего учебного
успеха, то учение с увлечением возникает само
собой. Об этом говорят книги Симона Соловейчика и
опыт наших педагогов-новаторов.
Педагогика сотрудничества не просто гуманное
отношение к ребенку и учителю. Это победная
педагогика. Люди научились вести детей к успеху,
к увлечению, к свободе и творчеству. Их стоит
послушать. Ради этого и проводятся
Соловейчиковские чтения.
В апреле я вел семинар в Гарвардском
университете, чей педагогический факультет
признан лучшим в США. Тема: «Чему нам поучиться у
российского образования?» Оказывается, не только
нам у них есть чему поучиться, но и американцам у
нас. Слушали внимательно. Задавали вопросы.
Сравнительная педагогика в США – серьезная
дисциплина, есть особое общество, на конференции
съезжаются сотни специалистов, выходят журналы и
книги, но понимания по-прежнему не хватает.
Преобладают мифы. У них – о нас, а у нас – о них.
Вчера в перерывах мне рассказали три истории об
американской школе. В одной она напоминала
детский сад. Серьезной учебы нет, учителя нянчят
старшеклассников. В другой – школа была как
тюрьма. Охрана, наказания, свободно шагу ступить
нельзя. В третьей – как академия наук. Доклады,
консультанты.
Могу подтвердить: все это правда. Какая же
американская школа на самом деле? Разная. И все же
есть общий образ школьной жизни. В Америке это
свобода, но слабые знания. У нас – зажим, но
знания покрепче.
Откуда зажим в нашей школе? Это отечественная
традиция со времен Петра I и Екатерины II , Николая
I и, конечно, советской власти. Сейчас, похоже,
ветер меняется. Перемены малозаметны, но если
сравнить, скажем, шестидесятый год и
двухтысячный, то школьной свободы явно
прибавилось.
Откуда свобода у американцев? Вспомните школу
Тома Сойера. Тупая зубрежка, учитель бьет
учеников. В двадцатом веке началась борьба за
права – сначала трудящихся, потом женщин, негров
и, наконец, детей. В Америке школьная свобода
победила в семидесятые годы, и тут же во многих
школах она обернулась псевдосвободой по типу
детского сада. Выросло поколение малограмотных.
Замелькали анекдотические истории. Кассир
затрудняется подсчитать сдачу. Избиратель не
может прочесть избирательный бюллетень. Понятно,
почему в Америке растет движение за высокие
учебные стандарты.
Задача правильная, а средства часто ошибочные.
Что обсуждают сейчас в США как педагогическое
новаторство? Введение школьной формы, угрозу
второгодничества, удлинение учебного дня,
сокращение каникул, занятия после уроков, по
субботам и летом, отчисление нарушителей...
Школы закручивают гайки, а дети, учителя и
родители стонут. У нас гайки помаленьку
ослабляют, но как бы не прийти к тому же
результату, что и в Америке. Мы уже побывали там,
куда они направляются, а они – там, куда
нацелились мы. Неужели так и будем ходить, словно
маятник, из одной крайности в другую?
А что хорошего можно найти в американских школах?
Уважение к ребенку. Творческие проекты по любому
предмету, свободные дискуссии, игры,
непринужденный тон, разнообразие эксперимента.
Все это важно и нужно для школы – только не
вместо серьезного учебного труда, а вместе с ним.
Не вместо, а вместе – важный принцип. В формуле
«учение с увлечением» американские новаторы
увлеклись увлечением, а наши – учением, учебным
успехом. Объединить и то и другое – задача школы
будущего.
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|