Пятые Соловейчиковские чтения
Виктор Шаталов: “Искусство
педагогических парадоксов”
Взрослые, считает Виктор Федорович,
должны быть предельно внимательны ко всем
мелочам, окружающим ребенка: на его поведение и
характер могут повлиять и мимоходом брошенное
слово, и безобидный стишок во время
физкультминутки. Портит детей и похвала –
закладывает программу избранности.
Парадокс в том, что в традиционной школе
используются только наказания, а отметки
выставляются слишком редко и не отражают
истинной картины знаний ученика, не стимулируют
его работы. В школе Шаталова на каждом уроке
каждый ученик получает пятерку. А если что-то
недопонял или недоучил, любой имеет возможность
исправить оценку, пересдавая именно эту тему, а
не закрывая ее хорошо выученной следующей.
Домашние задания тоже отличаются от
традиционных, рассчитанных на гипотетического
среднего ученика, – слишком легкие для сильных и
непомерно трудные для слабых. Шаталов же
предлагает давать задание для самостоятельной
работы сразу на полгода, чтобы каждый работал в
удобном ему темпе. Школьные дневники отменены за
ненадобностью, как и классные журналы.
Свои педагогические принципы Шаталов воплотил,
работая с разновозрастной экспериментальной
группой детей с четвертого по седьмой класс,
приезжавших к нему за десятки километров по два
раза в неделю. Им понадобилось чуть больше месяца
для изучения курса геометрии за седьмой класс.
Еще четыре месяца – и освоена геометрия за
девятый.
Как происходит это педагогическое чудо? Виктор
Федорович продемонстрировал фрагмент занятия и
прокомментировал методические приемы: в классе
две доски, на обдумывание задания дается не более
десяти секунд, над нерешенной задачей можно
подумать дома, на уроке используются опорные
сигналы.
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|