Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №73/2001

Вторая тетрадь. Школьное дело

Пятые Соловейчиковские чтения

И ты окажешься наедине с теми,
кого пришел учить

Учение с увлечением... Для нас это значит – учить, увлекая за собой. Кто ты? Пришедший к ним в класс? Можно ли тебе верить, доверять свои сомнения, делиться с тобой мыслями? Чего от тебя ждать?
Мы однажды подумали и решили, что, приходя в каждый новый класс, прежде всего дадим возможность задать нам анонимно любые вопросы. 5–7 минут класс напряженно думает, о чем бы таком спросить эту новую “училку”. И вот тут-то и обнаруживаются интересные вещи. Спектр вопросов показывает все проблемы этого класса, а иногда и отдельного ребенка, а искренние и честные ответы на них помогают очень быстро установить контакт и доверительные отношения с ребятами. Два вопроса занимают первое место из года в год: “За что вы ставите двойки?” и “Много ли задаете домашнего задания?” И сколько лет я вижу удивление на лицах и недоумение, когда говорю, что пользуюсь трехбалльной системой (“3”, “4”, “5”), а дома занимается тот, кто хочет открыть, найти, сочинить, ну или хорошо подготовиться к зачету.
Страх, неизвестность, недоверие – вот что парализует мысль ребенка на уроке. Личность учителя очень много значит для учеников. Ты им очень интересен, но и они должны видеть твой неподдельный интерес к ним, поэтому на ближайших уроках мы даем размышление над собой на тему “Я личность, потому что...”. Ой как трудно оно дается многим! Большинство из них не задумывались над этим, да и не спрашивал никто, и что такое “личность” – не всем понятно, но писать никто не отказывается, и в наши руки попадают листки с удивительными мирами детей. Они еще не умеют скрывать свои переживания. Спрашивайте, и они ответят, но ответят тому, в кого поверят, от кого не будет исходить угроза, к кому они потом обязательно придут за помощью и поддержкой, кого они не будут бояться, с кем им будет тепло и легко. И уже не важно, какой вы ведете предмет, – они пойдут с вами туда, куда вы их позовете, и обязательно позовут вас с собой, когда куда-нибудь соберутся сами.
Можно много рассказать историй из нашего опыта, и, наверное, у каждого учителя их достаточно, но недавно мы задали старшеклассникам два вопроса:
– Каким должен быть урок и учитель, чтобы ученику было интересно?
– Почему часто пропадает интерес к учебе?
Мы получили так много интересных ответов, что некоторыми хотим поделиться с вами:

– Учитель (и это главное) должен быть интересным человеком. Он ведь несет другим поколениям те знания, которые были накоплены веками. Учитель должен уметь объяснять свой предмет очень хорошо. Никто не должен бояться спросить лишний раз учителя, если что-то не понял.
Интересно будет учиться, когда ученики сами поймут, что знания нужны, что общество должно быть развитым, образованным, что каждый человек должен заниматься самопознанием, познанием мира, всего происходящего, чтобы открыть еще что-то.

– Учитель должен чувствовать настроение ребенка, понимать его, быть заинтересованным в его успешности. У учителя должен идти разговор с учеником от сердца, он должен доносить знания и свой опыт до ученика, чтобы дети выходили из школы настоящими людьми, чтобы они уверенно шли по жизненному пути. Урок должен быть дискуссией учителя и ученика. Учитель должен говорить понятным языком, не должен ставить себя выше учеников.
А интерес к учебе пропадает часто из-за личных переживаний и проблем, из-за большой загруженности. Учителя должны ценить ученика и его мнение, нельзя давить на ученика, травмировать неустойчивую психику, так как это может привести к разрушению нервной системы. Дети – это будущее (светлое) нашей темной страны, и мы думаем, что они подарят мир всей планете.

– В учебе ничего интересного нет, и ни у кого нет к ней интереса. Ведь лучше развлекаться и заниматься тем, что нравится, чем учиться. У меня бывает интерес, но только тогда, когда я все прекрасно понял. Урок должен быть сокращенным, чтобы ученики не очень утруждались на нем.

– Я считаю, что ученик на уроке должен иметь право высказывать свободно свои мысли и идеи. Мне интересно проходить новую тему, когда процесс обучения проходит в форме беседы. В том, что у нас иногда пропадает интерес к учебе, учитель не виноват. Это происходит в силу других обстоятельств: это может быть и плохое самочувствие, и плохое настроение, и усталое состояние, и разные посторонние проблемы, и сидящая сзади красивая девушка.

– Ученик считает, что этот предмет ему совсем не нужен и неинтересен. Учитель должен объяснить ему из жизненного опыта, что он совсем не прав. Но учителю самому должен быть интересен этот предмет, тогда он сможет передать интерес ученикам.

– Чтобы на уроке было интересно, надо, чтобы учитель относился к ученикам как к друзьям, а не как надсмотрщик к заключенным. Некоторые уроки такие занудные, что и тридцать минут не высидишь.

– Должен быть диалог, а не запись под диктовку, но самое главное – нужно убрать властное отношение к ученикам – мы тоже люди. Но субординацию надо оставить, ученики должны уважать старшего, нужно относиться к нему просто как к человеку, который больше знает и что-то может нам дать.

– Я знаю по своему опыту, что если ты приносишь домой “2” или “3”, то это становится темой дня, а если “5” или “4”, то этому радуются секунд 10, но потом интерес к твоим успехам пропадает и возникает интерес к посуде, уборке, ужину. У меня все зависит от настроения и, конечно, от награды за труды. А если ни того ни другого нет, то зачем стараться – все равно не заметят. А еще пропадает интерес из-за количества домашнего задания.

– Учитель должен простым, понятным, а иногда и молодежным сленгом передавать знания, иногда подшучивая, тогда все пойдет как по маслу. И обязательно учитель должен рассказывать истории и из своей жизни.

– Урок будет интересен, когда учитель и ученик будут вместе. Учитель должен не только учить, но и помогать в духовной жизни, настраивать и подготавливать к жизни, к трудностям. Школа должна быть вторым домом, где есть люди, которые тебе помогут, зайдешь в школу – и тебе сразу станет легче. Главное в школе – взаимопонимание.

– Для того чтобы урок был интересен, ученик должен быть готов к этому уроку и не бояться, что его вызовут к доске. Ученикам будет интересно, если их ответы будут слушать, а не заниматься своими делами, а когда ученик скажет что-то не то, не обязательно унижать его, как делают некоторые учителя.

– Учитель должен очень нравиться ученикам своей общительностью, разговорами не только на тему урока, но и на жизненные темы.

Можно приводить еще много высказываний ребят на эту тему. В чем-то они будут похожи, в чем-то различны, но остается главное – ученик и учитель, их путь друг к другу и совместная дорога к познанию мира.

Школа № 16 г. Балашихи
Учитель истории и обществознания Зайцева Юлия Эдвардовна.
Учитель литературы и русского языка Дмитриева Елена Викторовна

Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru