Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №73/2001

Вторая тетрадь. Школьное дело

Мария КОНДРАТОВА

Готовься к школе, а там...

Передать ребенку сумму знаний или подготовить его к жизни? Почему в сегодняшней школе эти цели кажутся несовместимыми?

Мы зачастую склонны рассматривать образование как вещь в себе, существующую по собственным законам. Этот взгляд своими корнями уходит в эпоху Просвещения, которая (как это следует из самого названия) полагала, что всякое образование есть само по себе безусловное благо, а образованность – это добродетель в чистом виде, автоматически гарантирующая все прочие достоинства. По нынешним временам оба эти тезиса представляются по меньшей мере сомнительными (разве мы не слышали о дипломированных убийцах и высокообразованных представительницах первой древнейшей?), однако в сфере массового бессознательного их влияние все еще велико. Попробуйте задать кощунственный вопрос: а зачем вообще нужно образование? – и в ответ вы услышите много нелестных и чрезвычайно эмоциональных определений своей персоны и ни одного ответа по существу.
А ответ между тем есть. Но искать его нужно не в сатирах Вольтера и идиллиях Руссо, а в эволюционно-экологических подходах к философским (и не только) проблемам, которые так удачно демонстрируют последние лет пятьдесят неопрагматисты и биологи-этологи. После трудов Конрада Лоренца поиск аналогий в поведении человека и животных стал общим местом. Если мы отважимся пойти по этому пути, то обнаружим, что практически у всех высших млекопитающих есть некие аналоги нашего образовательного процесса. И у псовых, и у приматов значительная часть врожденных инстинктов проходит в процессе взросления своего рода образовательную обработку. Вот почему животных, выращенных в зоопарке, как правило, бесполезно выпускать в естественную среду. Не обученные соответствующим образом, они просто не выживут в ней.
Зачем такая сложная схема? Не проще ли было все необходимые навыки сделать врожденными, генетически детерминированными? Не проще, ибо такой жестко запрограммированный организм неизменно проигрывал бы своим обучающимся конкурентам, у которых самые общие инстинкты воспитанием подгоняются в единую программу, адаптированную под имеющиеся условия среды. И действительно, на суше (вода гораздо более консервативная среда) мы видим, что вершины экологических пирамид неизменно занимают виды со сложным поведением, которое лишь отчасти детерминировано генетически.
Итак, эволюционно, экологически цель образования – это наилучшая адаптация к условиям окружающей среды. Мы можем заменить природу культурой, но от необходимости приспосабливаться все равно никуда не уйти. (Заметим вскользь, что эта низменная цель не исключает других, более высоких, но лишь как надстройку над собой. Впрочем, из истории цивилизации достаточно очевидно, что и совершенно идеалистические в основе своей системы могут быть вполне адаптивны. Христианство неплохо продемонстрировало это хотя бы тем, что собирается встречать свое двухтысячелетие. И это достаточно логично, если взять на вооружение образ Бога, желающего своему творению спасения, а вовсе не погибели.)
Казалось бы, все просто и очевидно. Но что мы имеем в действительности? То, с чего начали, – образование в себе и для себя. Образование, которое либо игнорирует, либо просто отрицает действительность как нечто низменное. Которое дает человеку зачастую настолько искаженную картину мироздания, что на то, чтобы исправить ее, приходится тратить жизнь (и хорошо, если только свою). Речь не о фактах как таковых. То что 2х2=4, а яблоко притягивается к центру Земли, попутно ударяясь о голову Ньютона, и по сей день не вызывает у меня никаких сомнений. Речь о том, что эти факты слабо увязываются нашей системой образования с жизнью как таковой. Они не выстраиваются в мировоззрение, не побуждают думать, они, в конце концов, в девяти случаях из 10 нигде и никогда не применяются. Эта абстрактная сумма знаний просто заучивается для диплома по схеме “сдал – забыл”. И неудивительно, потому что в опровержение всех прогнозов оптимистов эпохи Просвещения мы при поголовной грамотности, при поразительно высоком уровне числа лиц с полным средним и законченным высшим образованием имеем громадный пласт людей невежественных по существу. И единственное, что может нас утешить, – это то, что в других цивилизованных странах дела обстоят не лучше. Люди эти ходят лечиться к потомственным колдунам (у подавляющего большинства которых лица потомственных комсомольских работников), покупают книжки Новой хронологии Фоменко, безропотно голосуют (а то проиграешь!) и жадно глотают сенсационные открытия от “Мегаполис-Экспресс”, свято веря каждому написанному там слову. Искаженный образ мира, искаженные реакции. В эволюционном смысле полный тупик.
Нет, для сиюминутных политических целей такое состояние общества, может быть, даже выгодно. Но ведь вымрем как мамонты! И надгробное слово сказать будет некому... Школа тем временем пытается бороться с окружающим миром. Бороться с наркоманией, детскими абортами, детской преступностью. Это заведомо проигрышная борьба. Наркоман, как ни страшно это звучит, по крайней мере адекватен своему окружению. Чистый, стерильный школьник (их, по счастью, единицы) не адекватен вообще ничему, кроме образовавшей его системы. Пока мы не предложим детям хорошие способы адаптации к миру, от которого все равно никуда не деться, они будут пользоваться теми, что есть.
И следует помнить, что миры бывают разные. Или, перефразируя одного из героев Гюго, идеальное так же реально, как реальное, а может быть, даже еще реальнее. Мир наркомана и мир счастливого человека – это не разные реальности, но разные модели, различные подходы к одной и той же реальности. Но модель, чтобы иметь право называться таковой, должна работать! Наша задача, задача образования, – строить такие работающие модели мироздания. Чтобы ученик, выходя из школы, был не просто адекватен окружающей его реальности, но был адекватен к ней наилучшим из возможных для него способов (физик как физик, лирик как лирик, умеющий лишь ползать иначе, чем рожденный летать). Пока же мы предпочитаем закрывать глаза и делать вид, что на дворе все еще восемнадцатый-девятнадцатый век, ученик – чистый лист и все, что требуется от нас, – записать на нем нужные формулы. Остальное приложится?


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru