КИНОПРОБЫ
Конкистадоры были обезьянами
Премьера новой версии «Планеты
обезьян» (первая была создана тоже американцами
еще в 1968 году) состоялась у нас вскоре после
трагических событий в Америке. Несомненно, что
катастрофа многое в реальной жизни и в
кинематографе заставила воспринимать уже в ином
свете.
Как раз в один из моментов фильма Тима
Бёртона, ближе к финалу (когда космический
аппарат с американским летчиком на борту начал
стремительно приближаться к Вашингтону, а
наземные службы стали допытываться, откуда он
вообще взялся), наша публика сильнее
заволновалась, углядев явную перекличку с тем,
что уже лицезрела на экранах телевизоров. Поди
разберись, что за непрошеный гость явился, да еще
из другого времени и пространства... Хотя тут-то
все поставлено с ног на голову и куда более
страшное открытие ожидает того, кто приземлится
аккурат подле известного каждому американцу
здания со статуей сидящего в кресле Авраама
Линкольна, у которого вместо человеческого лица
физиономия обезьяны.
Именно этот заключительный тревожный аккорд
своей кинематографической антиутопии усердно
скрывал режиссер «Планеты обезьян», впрочем,
оказавшись верным в данном случае
первоисточнику – научно-фантастическому роману
французского писателя Пьера Буля, созданному в
60-е годы. И действительно – эффектнее и
убийственнее по мысли не придумаешь! Правда, и
создатели современного киноварианта тоже
постарались внести собственную лепту, прежде
всего удивив весьма изобретательными и
непостижимо индивидуализированными масками
обезьян (художник по гриму Рик Бейкер просто
обязан уже в седьмой раз получить «Оскара»!),
умело скопированными повадками различных
приматов и конечно же облачением обезьяньих
воинов. Они, несомненно, напоминают
конкистадоров, завоевывавших Америку пять
столетий назад, искореняя аборигенов, которых и
за людей не считали.
Разумеется, Бёртон, познавший четыре года назад
весьма кислый прием язвительного фарса «Марс
атакует!», постарался в «Планете обезьян»
умерить свой сарказм, а также не дал волю богатой
визуальной фантазии, чем прежде поражал во
многих лентах. Он сделал качественный
кинопродукт, пользующийся большим спросом
(возможно, что в США фильм достигнет в прокате
двухсотмиллионного рубежа), а интеллектуалам
подкидывающий на раздумье пару будоражащих
мыслей относительно эволюции цивилизации, по
поводу чего ныне следовало бы побольше
беспокоиться.
Не превратилась ли Земля (может, уже давно, без
какого-либо вмешательства извне) в своего рода
«планету обезьян», где уничтожение неугодных
правительств, народов и рас ничуть не лучше
выдуманного диктата приматов над хомо
сапиенсами?!
И так соблазнительно трактовать именно
сверхактуально данную картину Тима Бёртона – в
прямом сопоставлении с последними проявлениями
неоварварства в Америке. Но надо тем не менее
признать, что эта дикая акция, осуществленная, по
всей видимости, арабскими смертниками, прошла не
только под лихим лозунгом «Обезьяны атакуют!»
(здесь в пору скатиться на
дискриминационно-шовинистические позиции).
Существеннее, что она выявила взаимозависимость
между государственным, якобы законным
терроризмом США в качестве международного
жандарма и лишенным внешней легитимности
индивидуально-групповым анархизмом так
называемых изгоев цивилизации.
Ведь и в «Планете обезьян» иерархия отношений
обезьян и людей тесно связана с тем, как
эволюционируют эти родственные виды. Грубо
говоря, вовсе не пришли бы к власти резко
модифицировавшиеся приматы, если бы разумные
существа это им не позволили сделать, сами теряя
контроль над окружающим миром и по-своему
деградируя. Регресс – оборотная сторона
прогресса. И то, что в настоящий момент, в начале
XXI века, самая высокоразвитая и
супертехнологичная страна мира оказалась
совершенно беспомощной перед разрушительными
выпадами террористов, подтверждает: все решает
только человеческий фактор или, если хотите,
обезьяний. Процесс расчеловечивания приходит на
смену разобезьяниванию, о котором долго и упрямо
твердил Чарлз Дарвин.
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|