Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №72/2001

Вторая тетрадь. Школьное дело

ВЫСОКАЯ ПЕЧАТЬ

В.КАРДИН

История в сослагательном наклонении

В.Шендерович. “Трын-трава”

Автор этого рассказа больше известен телезрителям. В отличие от большинства юмористов он стремится не смешить публику, а предлагает ей собственную ироническую, язвительную трактовку лиц и событий. В том числе тех, о каких час-другой назад почтительно сообщали дикторы. Его телевизионные монологи предполагают в слушателе единомышленника или человека, стремящегося к единомыслию. Но не исключает и несогласия. Исходная серьезность делает сатиру Виктора Шендеровича для кого-то крайне нежелательной. Так было от века. В советские времена жестоко травили Михаила Зощенко, в постсоветские с Шендеровичем и его коллегами вели воспитательные беседы на высоком уровне. Но, похоже, безуспешно. Последующие программы “Итого” и рассказ “Трын-трава”, напечатанный в “Знамени”, свидетельствуют: Виктор Шендерович остался самим собой. Краткость, будучи сестрой таланта, в рассказе держится диктаторски. Хотя охватывает он века, оставшиеся далеко позади и вырисовывающиеся за линией горизонта.
Обращаясь к далекому прошлому и не менее далекому будущему, писатель обнаруживает неожиданные точки сближения. Смешение современного словаря с подчеркнуто архаическим (“придурок”, “раздрай и групповщина” и т.д., а вместе с тем “ зело хорошо”, “басурманская речь”…) создает зыбкую атмосферу, когда исторический факт соседствует с откровенным вымыслом и, как бы оставаясь самим собой, уступает ему место.
Царь Петр, живя инкогнито в Амстердаме, вечером 5 октября 1697 года возвращался в посольство, случайно угодил в кабак и, отведав неведомого курева, вдруг узрел город на болотах, мосты над рекой, корабли в далеких морях. К концу первой закрутки был взят Азов, потом царь собственноручно мочил Карла XII. И далее в том же провидческом духе.
Будущее, прежде чем стать настоящим, родилось в затуманенном воображении. И уже этим поставило себя под сомнение.
Так россияне приобщились к индийской маригуане. При вполне фантастическом обороте истории родина и ее население не слишком пострадали от заморского зелья. “Вместо походов во все края географии и пожизненного пьянства вперемежку с отрезанием бород государь сосредоточился на сельском хозяйстве”. То есть внедрял индийскую траву в различных видах и сочетаниях. Потом пошла в ход и родная конопля.
Мы пребываем в нерушимой уверенности, будто все в прошлом могло совершаться лишь так, как свершалось, а история не имеет сослагательного наклонения, хотя Пушкин, например, с этим не соглашался. Ну а сатирику на роду написано дерзко думать, что произойти могло совсем иначе. Сатира своенравна и непредсказуема. Будь то воспроизведение прошлого или предсказание грядущего. Алексей Толстой предложил свою “Историю государства Российского от Гостомысла до Тимашева”. Джонатан Свифт высмеивал будущее, построенное по замыслам благодетельной технократии. Да и что такое антиутопия, как не изображение сверхсовершенного завтра?
В рассказе В.Шендеровича не только прошлое подвергается сатирической реконструкции, но и будущее. Ведь оно так или иначе предопределяется минувшим.
В Нидерландах, где спустя годы обнаружили оставшиеся после Петра бумаги, планы сильного государства, морского владычества, расширения державы и благости сильной руки во главе оной, гибели поколений во имя элизиума (райского уголка) для уцелевших, восприняли все это как руководство к действию. Впечатлительный принц Оранский, казнив для начала половину магистрата, приступил к строительству элизиума в мировом масштабе, начиная с одних отдельно взятых Нидерландов.
Потратив три века на осуществление глобальных планов строительства элизиума, жители Голландской империи добились ощутимых результатов. У них образовалась черная дыра, безотказно поглощавшая все деньги. Но ни дорог, ни законов – зато ржавый ядерный боезапас, мессианская гордость и повальное пьянство с горя.
То ли дело Россия. Вариант, который, подобно сказке, дарует В.Шендерович своей земле, – это сказка со счастливым концом.
“…Прекрасна Россия, маленькая задумчивая страна. Она манит иностранцев покоем и свободой. Завоевателям удавалось когда-то отковырнуть куски пространства, но приспособить население к оккупации так и не удавалось, и завоеватели в сильном недоумении останавливались. Их привлекал старинный обычай не отвлекаться на преобразование мира. Располагала к себе предсказуемая и вполне постижимая славянская душа, и здешние налоги, и красавицы, в глазах и ленивых телах которых ждала своего часа гремучая евроазиатская смесь”.
Сатире трудно выявить себя, отказавшись от фантазии и довольствуясь черным хлебом печальной, трагической действительности.
Если действительность позволяет увидеть небо с овчинку, то фантазия открывает небо в алмазах. Особенно прекрасных, даже когда они воображаемы. В столкновении реальности и воображения сатира способна увидеть пленительную картину. Пусть всего лишь картину, но сколько угадывается за ней!
“Тихая счастливая провинция Европы, Россия уже четвертый век не лезет в геополитику, довольствуясь сельским хозяйством и туризмом. Писателей своих нет, до космоса руки не дошли, да никому и не надо; из больших достижений – только тотальный футбол”.
Испытывая сострадание к Амстердаму, благополучная, щедрая Россия оказывает необременительную помощь регионам недавно распавшейся Голландской империи.
Оторвавшись от текущих фактов и событий, диктующих его еженедельные передачи, В.Шендерович написал сатирическую элегию. Но вольная игра ума в конечном счете продиктована злобой дня. Ничего не поделаешь, сатирику от нее не уйти.


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru