ВЫСОКАЯ ПЕЧАТЬ
История в сослагательном наклонении
В.Шендерович. “Трын-трава”
Автор этого рассказа больше известен
телезрителям. В отличие от большинства юмористов
он стремится не смешить публику, а предлагает ей
собственную ироническую, язвительную трактовку
лиц и событий. В том числе тех, о каких час-другой
назад почтительно сообщали дикторы. Его
телевизионные монологи предполагают в слушателе
единомышленника или человека, стремящегося к
единомыслию. Но не исключает и несогласия.
Исходная серьезность делает сатиру Виктора
Шендеровича для кого-то крайне нежелательной.
Так было от века. В советские времена жестоко
травили Михаила Зощенко, в постсоветские с
Шендеровичем и его коллегами вели
воспитательные беседы на высоком уровне. Но,
похоже, безуспешно. Последующие программы
“Итого” и рассказ “Трын-трава”, напечатанный в
“Знамени”, свидетельствуют: Виктор Шендерович
остался самим собой. Краткость, будучи сестрой
таланта, в рассказе держится диктаторски. Хотя
охватывает он века, оставшиеся далеко позади и
вырисовывающиеся за линией горизонта.
Обращаясь к далекому прошлому и не менее
далекому будущему, писатель обнаруживает
неожиданные точки сближения. Смешение
современного словаря с подчеркнуто архаическим
(“придурок”, “раздрай и групповщина” и т.д., а
вместе с тем “ зело хорошо”, “басурманская
речь”…) создает зыбкую атмосферу, когда
исторический факт соседствует с откровенным
вымыслом и, как бы оставаясь самим собой,
уступает ему место.
Царь Петр, живя инкогнито в Амстердаме, вечером 5
октября 1697 года возвращался в посольство,
случайно угодил в кабак и, отведав неведомого
курева, вдруг узрел город на болотах, мосты над
рекой, корабли в далеких морях. К концу первой
закрутки был взят Азов, потом царь
собственноручно мочил Карла XII. И далее в том же
провидческом духе.
Будущее, прежде чем стать настоящим, родилось в
затуманенном воображении. И уже этим поставило
себя под сомнение.
Так россияне приобщились к индийской маригуане.
При вполне фантастическом обороте истории
родина и ее население не слишком пострадали от
заморского зелья. “Вместо походов во все края
географии и пожизненного пьянства вперемежку с
отрезанием бород государь сосредоточился на
сельском хозяйстве”. То есть внедрял индийскую
траву в различных видах и сочетаниях. Потом пошла
в ход и родная конопля.
Мы пребываем в нерушимой уверенности, будто все в
прошлом могло совершаться лишь так, как
свершалось, а история не имеет сослагательного
наклонения, хотя Пушкин, например, с этим не
соглашался. Ну а сатирику на роду написано дерзко
думать, что произойти могло совсем иначе. Сатира
своенравна и непредсказуема. Будь то
воспроизведение прошлого или предсказание
грядущего. Алексей Толстой предложил свою
“Историю государства Российского от Гостомысла
до Тимашева”. Джонатан Свифт высмеивал будущее,
построенное по замыслам благодетельной
технократии. Да и что такое антиутопия, как не
изображение сверхсовершенного завтра?
В рассказе В.Шендеровича не только прошлое
подвергается сатирической реконструкции, но и
будущее. Ведь оно так или иначе предопределяется
минувшим.
В Нидерландах, где спустя годы обнаружили
оставшиеся после Петра бумаги, планы сильного
государства, морского владычества, расширения
державы и благости сильной руки во главе оной,
гибели поколений во имя элизиума (райского
уголка) для уцелевших, восприняли все это как
руководство к действию. Впечатлительный принц
Оранский, казнив для начала половину магистрата,
приступил к строительству элизиума в мировом
масштабе, начиная с одних отдельно взятых
Нидерландов.
Потратив три века на осуществление глобальных
планов строительства элизиума, жители
Голландской империи добились ощутимых
результатов. У них образовалась черная дыра,
безотказно поглощавшая все деньги. Но ни дорог,
ни законов – зато ржавый ядерный боезапас,
мессианская гордость и повальное пьянство с
горя.
То ли дело Россия. Вариант, который, подобно
сказке, дарует В.Шендерович своей земле, – это
сказка со счастливым концом.
“…Прекрасна Россия, маленькая задумчивая
страна. Она манит иностранцев покоем и свободой.
Завоевателям удавалось когда-то отковырнуть
куски пространства, но приспособить население к
оккупации так и не удавалось, и завоеватели в
сильном недоумении останавливались. Их
привлекал старинный обычай не отвлекаться на
преобразование мира. Располагала к себе
предсказуемая и вполне постижимая славянская
душа, и здешние налоги, и красавицы, в глазах и
ленивых телах которых ждала своего часа гремучая
евроазиатская смесь”.
Сатире трудно выявить себя, отказавшись от
фантазии и довольствуясь черным хлебом
печальной, трагической действительности.
Если действительность позволяет увидеть небо с
овчинку, то фантазия открывает небо в алмазах.
Особенно прекрасных, даже когда они воображаемы.
В столкновении реальности и воображения сатира
способна увидеть пленительную картину. Пусть
всего лишь картину, но сколько угадывается за
ней!
“Тихая счастливая провинция Европы, Россия уже
четвертый век не лезет в геополитику,
довольствуясь сельским хозяйством и туризмом.
Писателей своих нет, до космоса руки не дошли, да
никому и не надо; из больших достижений – только
тотальный футбол”.
Испытывая сострадание к Амстердаму,
благополучная, щедрая Россия оказывает
необременительную помощь регионам недавно
распавшейся Голландской империи.
Оторвавшись от текущих фактов и событий,
диктующих его еженедельные передачи,
В.Шендерович написал сатирическую элегию. Но
вольная игра ума в конечном счете продиктована
злобой дня. Ничего не поделаешь, сатирику от нее
не уйти.
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|