Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №72/2001

Третья тетрадь. Детный мир

ЗАБЫТЫЕ ДЕТИ

Вадим ЧЕРНОВ

Ты где был? Пиво пил...

Мы живем в обществе потребителей. И самый идеальный потребитель – подросток или вечный подросток

Есть такой период в жизни человека, когда он уже в состоянии совершить обряд покупки, но еще не зарабатывает деньги. Примерно от пятнадцати до двадцати лет. Степень идиотизма его трат напрямую зависит от сумм, выдаваемых ему родителями. То есть дай ему хоть миллион – он умудрится потратить его даже не на мороженое, а на такую дрянь, в сравнении с которой мороженое – полезный и питательный продукт.

Мы живем в обществе потребления. Наш герой – потребитель. И ничем не омраченный потребитель – именно подросток. У взрослого доходы и расходы связаны, как сообщающиеся сосуды. Он абы что не купит. Понятие о соотношении качества и цены буквально встроено в его организм.
Загляните в телевизор, на рекламные щиты по городу и в метро, посчитайте, какая доля обращений адресована молодым дуракам и дурочкам. Порядка 70%. А теперь прикиньте, какую долю населения они составляют. Получается такая картина: взрослые посредники, подставляя родителей, впаривают неразумным детям явно несуразный товар. То есть мир взрослых предает сам себя, вносит разлад. Представьте на секундочку автора рекламных слоганов о пиве, как он входит в собственную квартиру и находит там сына в компании молодых людей, которые на его же (автора) гонорар нализались этим самым пивом до невменяемости. Автор стоит в дверях и не знает, на кого роптать. Портрет современной цивилизации в полный рост.
Сам опорный тезис общества потребления: удовлетворение потребностей клиента – небесспорен. Если иметь в виду действительно базовые потребности организма – столько-то белков, жиров, углеводов, жидкости, – то получается не капитализм, а лагерь с пайкой. Стало быть, подразумеваются желания, которые можно подразделять лишь по силе и остроте. Тогда непонятно, почему в таком загоне наркотики: они для наркомана – первостатейная потребность, гораздо более жесткая, чем для нас с вами хлеб. Почему для людей, склонных к суициду, не продается праздничный набор из веревки, мыла и гвоздя? Выходит, рынок сохранил-таки рудиментарные представления о бесполезном и аморальном, сам себя себе в ущерб ограничивает. Но уж если ограничивать, тут не обойдешься только наркотиками и крепким алкоголем.
Отвратителен один из сквозных адресатов рекламы – этакий второгодник-бабник-весельчак-тунеядец-собутыльник. Жуешь-жуешь, и вроде не так скучно. Ты где был? Пиво пил... Жиреет, лысеет, помирает (за кадром). Впервые в отечественной культуре этот тип не порицается, а подается зрителю как законный объект обслуживания. И реальные, живые люди, готовые впасть в этот растительный образ жизни, теперь лишены явного общественного осуждения. Ничто не сдерживает их от вселенского расслабления. Социум узаконил бы и бомжа – да бессмысленно, потому что бомж не покупатель. Потребитель не стремится к совершенству, потому что это стремление, в частности, подразумевает добровольное ограничение потребностей. Он если не подросток, то... вечный подросток. Десять видов таблеток обеспечивают тинейджеру эрекцию, презерватив – демографическую бесцельность этой эрекции. Кофе без кофеина, сигареты без никотина, пиво без алкоголя. Живи как шестьдесят лет назад. Но зачем?..
На первый взгляд кажется, что рекламируется все, не подпадающее под Уголовный кодекс. Нет, и это ограничение нарушается. Что вы скажете, например, про таблетки «антиполицай», призванные обманывать гаишников и их несовершенные приборы? Теперь пьяному можно водить машину? Сомневаюсь... А чего стоит щит, тиражированный по всей Москве, с лицом общего положения и подписью: такой-то любит такую-то музыку, не любит попсу, встречается с восьмиклассницами, не курит. Позвольте. Что значит «встречается»? Если просто сталкивается в автобусе или возле дверей восьмого класса, то кто с ними не встречается? А если, извините, вступает в контакт, то это уже уголовно наказуемо. Статью о развращении малолетних пока никто не отменял. Уж лучше бы курил. Не то скоро появятся рекламные щиты следующего поколения: слушает рэп, насилует и расчленяет пятиклассников, не курит. И ведь хорошо обеспеченные авторы этих речевок прекрасно ведают, что творят. Каждое слово буквально на вес золота и взвешивается десятки раз.
Обращаясь к подростку, мир формирует некий специальный язык. Молодежный сленг, молодежная культура. Трудно избавиться от мысли, что конструируется весь этот бред отнюдь не в недрах собственно молодежной среды, а в непримечательных офисах или в каких-нибудь студиях. Вы видели поэтов-песенников, властителей... ну не то чтобы умов, это сильно будет сказано, а ушей старшеклассников? Этакие полные, испитые и циничные дяди за сорок. Так или иначе в новом языке практически табуировано слово «хорошо». «Плохо» еще востребовано, в виде синонимов – «отстойно», «голимо». А «хорошо» сильно искажено. «Круто», «прикольно» – это не хорошо. Потому что хороший сок – это вкусный и полезный сок, хорошая шапка – теплая и удобная шапка. Сама расшифровка как бы приобщает юного дурачка к скучным ценностям взрослого мира, инициирует ненужный диалог с родителями. Нет, сок крутой, а шапка – прикольная. Что это значит в переводе на цивильный язык? Ничего. В лучшем случае, что шапка уникальная и безошибочно выделит тебя из компании сверстников-лохов. Именно поэтому ее завезли миллион штук. А на логическое несоответствие можно плюнуть, поскольку подросток давно отверг полезные для мозга вещества и не способен на умственное усилие. Папа, дай денег на шапку!
Категория прикольного решает последнюю проблему потребителя: всеми средствами обеспечить безопасность своего драгоценного организма (как же! по сути ведь именно организм является потребителем и лелеется новой идеологией) и избежать угрызений как бы совести. Обижают хулиганы девочку? Вступиться и разметать их в кровавую лапшу – круто. Так поступил бы Ван Дамм. Убежать – не круто, зато прикольно. Кто это сделал? Это он, это он! Не дай себе засохнуть! Капитан самолета с парашютом прокрадывается мимо пассажиров. Время есть, есть «Мёллер». А потом весь мир как бы удивляется, когда примеру капитана следует экипаж греческого парома. А чему удивляться?
Извините меня за взвинченность, но речь идет о слишком важных вещах, их надо много раз проговорить, прежде чем проявится простая экономическая схема. И не надо называть культурой то, что называется иначе. .


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru