Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №72/2001

Вторая тетрадь. Школьное дело

Владимир АЛЕКСЕЕВ

Книга преткновения

Это школьный учебник по истории.
Все легко находят в нем недостатки,
но куда сложнее понять, какими достоинствами
он должен обладать...

Современную ситуацию вокруг школьных учебников по истории в российском школьном образовании трудно признать нормальной. Дело даже не в том, что вопрос об учебниках истории стал предметом обсуждения для правительства, хотя само по себе это признак неблагополучия. Суть проблемы в том, что все менее внятными становятся ответы на два основных вопроса: «Чему учить?» и «Как учить?» – в такой учебной дисциплине, как история. А именно в школьном учебнике в той или иной степени должен даваться ответ на оба этих вопроса.
Можно было бы бесконечно долго развивать мысль о том, что учебник – основной элемент, который реализует любую школьную технологию или методику, так как он удерживает в себе содержание и способы школьного исторического образования. Можно было бы даже порассуждать о том, что учебник есть нечто более важное, что определяет и формирует сознание ученика через оценки исторического события, явления или процесса.
Однако более важным в нынешней ситуации представляется другое. Необходимо, на мой взгляд, обратиться в недалекое прошлое для осознания тех действий, которые привели к современному положению с учебниками по истории. «Новейшую» историю и метаморфозы школьного учебника можно условно поделить на три этапа.
Первый: с 1993-го и последующие три года. Принимается к исполнению новая концепция школьного исторического образования. Вводятся концентры. Сложнейшее содержание – основные проблемы курсов новейшей истории и истории Отечества переносятся из 10 и 11 классов соответственно в 8 и 9 классы. Перед учителями ставится задача – завершить «полное» среднее школьное историческое образование в девятом классе. Делаются невнятные попытки объяснить целесообразность подобного действия: необходимо дать ребятам возможность индивидуализации образования в старших классах. Перспектива – школьники, закончив неполную среднюю школу, получат законченный (?!!) школьный курс истории, а те, кто пойдет в десятый класс, выберут так называемые модульные курсы для дальнейшей специализации.
Более понятной ситуация становится позже, когда вполне обязательным становится только неполное среднее образование. Очевидным оказывается, что содержать обязательное полное среднее образование не будет никакой возможности. Демократические реформы в разгаре. Все это одновременно с низвержением старого содержания и принятием тезиса: история России должна рассматриваться как часть всемирной истории. Отсутствие ясного понимания в кругах школьного учительства, чем отличается содержание предмета история в границах цивилизационного подхода от прежнего – действительно, кстати, устаревшего – формационного. Все это вместе взятое порождает кризис школьных учебников по истории. Старые учебники не соответствуют новой концепции (особенно учебники, освещающие новую и новейшую историю и историю Отечества в XIX–XX вв.), а новых учебников просто нет. Отдельные скороспелые экземпляры новых «учебников» целиком посвящены демократическим иллюзиям и напоминают не курс истории, а сборник газетных статей, подобранных крайне тенденциозно.
Второй этап: 1996–1999 годы. Возникает своеобразный «союз писателей» школьных учебников по истории. Учебники пишут все, кто считает нужным это делать. Если раньше эту работу выполняли прежде всего люди известные в исторических кругах и в обществе (прежде всего хотел бы с чувством глубокого уважения отметить деятельность Б.А.Рыбакова), то теперь фундаментальное содержание и отработанный методический аппарат в учебниках заменяется на отдельные оценки и суждения об истории, часто не выдерживающие никакой критики. Отдельные учебники этого периода, не самые худшие, не имеют продолжения в последующих классах. Происходит постепенное разрушение единого исторического пространства в школьном образовании.
Третий этап: с 1999 г. по настоящее время. В целом прежнее положение сохраняется, но появляются некоторые элементы стабилизации. Приняты, хотя и временные, стандарты школьного образования. Все меньше применяются учебники, которые не имеют продолжения в последующих классах. Появляются первые, достаточно оптимальные с точки зрения практического опыта преподавания целостные учебно-методические комплексы.
К последней категории учебников по истории я бы отнес такие: «История России» 8 класс, «История России» 9 класс, Б.Г. Пашков, «Дрофа», 2000. «Новая история» 7 класс, «Новая история» 8 класс, «Новейшая история» С.Н. Бурин (все учебники), «Дрофа» 2000, «Новая история зарубежных стран» В.А. Ведюшкин, С.Н. Бурин, «Дрофа», 2000. Хотелось бы также отметить учебник более раннего издания «История средних веков» Бойцова и Шукурова.
Я сознательно сейчас ухожу от сравнений с другими учебниками, не вижу также своей задачей рекламировать эти издания, однако замечу, что все указанные учебники отвечают целому ряду критериев, хотя и не всегда одномоментно. Выделение этих критериев с их помощью будет гораздо полезнее, нежели простой обзор частных достоинств.
Эти учебники информативны, то есть в них не только необходимый объем исторической информации, но и организована она таким образом, что позволяет преподавателю не тратить время на дополнительные комментарии прочитанного учениками. Терминологическая точность приятно удивляет, словари терминов оптимальны по объему и сложности вводимых понятий и определений. Используется все пространство страниц, в том числе для необходимой дополнительной информации – как правило, документов той или иной эпохи.
Важен и другой критерий для учебника по истории – его структурная организованность. И преподаватели, и ученики, естественно, стремятся к сохранению индивидуального стиля восприятия и изложения исторических фактов. Учебники, о которых я говорю, могут быть использованы как преподавателями, склонными к преобладанию аналитического стиля, так и сторонниками эмоционально-образного восприятия исторической действительности. Вместе с тем оценки, которые дают авторы, выдержанны и оптимальны по объему, что открывает простор для собственных размышлений учеников. Подразделение учебного материала на отдельные темы, разделы и уроки оптимально по объему и количеству. Остается время для уроков повторения, контрольных работ.
Последний из критериев, на который я хочу обратить внимание, – технологичность учебника. При современном многообразии образовательных технологий учебник должен быть применяем в большинстве из них. При этом недопустима ситуация внутреннего конфликта какого-либо элемента учебника с каким-либо технологическим звеном.
Естественно, что сейчас выпуск отдельных учебников не разрешит всех проблем в силу ограниченности тиражей и ценовой доступности. Но главное в том, чтобы, выработав достаточно жесткие критерии, определить те редкие учебники, которые восстановят целостные вертикали школьного исторического образования и станут основой для его развития.


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru