Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №72/2001

Вторая тетрадь. Школьное дело

Алексей ТЕРЕЩЕНКО

Такая неудобная наука...

Неужели историю нельзя не фальсифицировать?

Выступление Михаила Касьянова перед началом учебного года по поводу учебников по истории многие посчитали знаковым событием. Не случись в сентябре мировых трагедий – возможно, тема обсуждалась бы до сих пор. Напомню, что премьер-министру не понравилось, как в учебных пособиях трактуется последнее десятилетие российской истории. Касьянов поразился количеству различных точек зрения на этот процесс: только разрешенных Министерством образования учебников несколько десятков. Глава правительства пообещал сократить количество поддерживаемых государством изданий до одного-двух и объявить конкурс для выявления лучших.
Десять лет власть не интересовалась, что о ней пишут в учебниках, и вот такой момент настал. Раньше подобная общественная дискуссия под партийным контролем началась бы на страницах «Правды», продолжилась в рабочих коллективах и закончилась бы всеобщим порицанием непатриотичных авторов. Теперь подготовленная в недрах Министерства образования нейтральная записка, в которой окружение премьера по каким-то своим причинам усилило критические аспекты, даже после громкого выступления по телевидению, вновь вернется в пыльные кабинеты, где ее породили, и будет там тихо жить своей секретной жизнью. К счастью, интерес к теме есть у различных слоев населения и они уже начали действовать.
Крупнейшие издательства уже совещались по этому вопросу. Этим солидным людям с устоявшимся бизнесом совсем не нужны изменения в правилах игры, и о будущем конкурсе они пока ничего не знают. Впрочем, ничего хорошего от него не ждут. «А сколько у нас авторов, способных написать учебник нового поколения? – спрашивает Дмитрий Зуев, главный редактор издательства «Антология гуманной педагогики». – Три–пять, но не тридцать. Цензуру сейчас уже никто не введет, джинна из бутылки выпустили, теперь его туда не загнать. Но хорошего всегда мало, и тут многое будет зависеть от того, кто судьи».
Учителя истории не могли не увидеть в высказываниях премьера нового шага на пути к утверждению державной идеологии. Но, с другой стороны, они тоже недовольны современными учебниками. Правда, совсем по другим причинам. Автор одного из учебников по современной истории России, школьный учитель Игорь Долуцкий, считает, что все учебники написаны учеными, и, видимо, в силу привычки их авторы игнорируют педагогические цели. Эти книги безальтернативны и рассчитаны на авторитарного учителя. И.Долуцкий одним из первых в конце 80-х осмелился издать учебник, в котором не побоялся написать правду о сталинских репрессиях, о Катыни, о финской войне и других малоприятных эпизодах недавней истории России. Сейчас в его пособии так же резко написано о двух чеченских войнах. Ну скажите честно, вы верите, что он победит в конкурсе? Кроме того, у него есть критики и по методической части: называют его манеру написания агрессивно-диалогической, чрезвычайно политизированной. Впрочем, к другим авторам (Дмитренко, Островскому, Данилову, Жаровой и другим) тоже много претензий. Методисты городского масштаба не могут назвать ни одного учебника, который бы не имел ошибок и был бы с радостью принят детьми. Зато пока у учителя есть выбор.
«Я за то, чтобы появился учебник, на котором было бы написано – учебник российской истории, утвержденный премьером Касьяновым. Но я за то, чтобы все знали, что вот есть история по Касьянову, а есть история еще какая-нибудь», – говорит Павел Лернер, ответственный редактор журнала «ИСОТ».
Мы надеемся, что Министерство образования своевременно опубликует условия конкурса. Правда, скептики говорят, что учебники пишутся годами и вряд ли можно ожидать появления новых имен (хотя бы потому, что издатели уже знают авторов, которые способны на коммерческий успех). Управленцы в то же время обещают провести конкурс в декабре, но его условия они пока держат в тайне. Неужели опять такое важное дело будет проводиться келейно? Неужели время не научило нас, что в истории главное не идеология, а умение докопаться до истины? Но судя по высказываниям представителей государства, власть опять хочет из беспристрастной науки сделать свою служанку. Известный профессор, доктор исторических наук Владимир Борисович Кобрин в книге «Кому ты опасен, историк?» писал: «Главная беда исторической науки, как мне кажется, в стремлении поставить ее на службу не истине, не извлечению уроков из прошлого, а идеологическим или политическим целям. И уже не имеет значения, грязны эти цели или благородны: все равно путь для фальсификации истории открыт. Ибо возникают две правды: удобная и неудобная».


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru