Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №72/2001

Первая тетрадь. Политика образования

Государственный интерес к сельской школе особенно ярко проявился в 1999 году, когда Министерство образования обратилось к Российской академии образования с просьбой разработать комплексную “Федерально-региональную программу развития системы образования на селе”. Ставилась задача разработать систему организационно-управленческих мер, которые содействовали бы развитию сельской школы в новых условиях.
Позднее, уже в рамках самой Российской Академии образования, появилась комплексная трехлетняя программа “Развитие системы образования в сельском социуме: интеграция науки и практики”. Но дело не в количестве программ, а в создании механизма, который обеспечивал бы их осуществление. Поэтому и был создан временный научно-исследовательский коллектив “Сельская школа и социум”, который мы хотим вам сегодня представить. О целях ВНИКа рассказывает его руководитель, кандидат педагогических наук Марина Гурьянова. Некоторое представление о методах и результатах работы группы могут, как нам кажется, дать фрагменты нескольких исследований, которые мы решили опубликовать. С ними перекликается и статья постоянного автора нашей полосы, красноярского образовательного управленца Игоря Реморенко о возможностях Базисного учебного плана применительно к сельской школе.

Марина ГУРЬЯНОВА

Вся надежда на федеральный бюджет?

Стратегии выживания сельской школы

За последние годы многие регионы накопили позитивный опыт управления развитием сельской школы практически в экстремальных условиях. В Республике Саха, Псковской, Калужской, Тульской, Амурской и некоторых других областях России разработаны и реализуются региональные программы поддержки сельской школы. С целью изучения стратегий выживания сельской школы сотрудниками ВНИК “Сельская школа и социум” в сентябре 1999 года было проведено исследование двадцати семи сельских школ в девяти регионах России (Псковской, Калужской, Омской, Пензенской, Магаданской, Костромской областях, в Республике Коми и Республике Карелии.
В качестве главного условия выживания сельской школы 48% респондентов назвали финансирование школы из федерального бюджета. Одна треть опрошенных директоров школ видят сохранение жизнеобеспечения сельской школы в финансировании из областного бюджета. За финансовую самостоятельность школы – лишь треть опрошенных. Многие директора говорили о необходимости смены статуса школы с муниципального на государственный, чтобы получать финансирование из федерального бюджета в полном объеме. 77% директоров школ не рассматривают развитие школьного подсобного хозяйства как перспективное направление ее деятельности, содействующее выживанию школы. Среди главных причин: занятость учеников в домашнем хозяйстве, отсутствие квалифицированных специалистов по трудовому обучению.
Бесперспективным большинство опрошенных педагогов (88%) считают введение в школах платных образовательных услуг из-за неплатежеспособности большинства родителей учеников. Такой же тупиковый ход – появившаяся законная возможность сдачи в аренду школьных помещений, их и так не хватает для проведения занятий. К тому же побочная деятельность внутри школы сильно мешает учебному процессу.
Что касается внедрения в сельских школах инновационных технологий, важным этот шаг признают лишь около трети учителей. Причины пессимизма – отсутствие в непосредственной близости приверженцев альтернативного образования, не с кем объединяться, чтобы обсуждать специфические школьные проблемы.
Половина директоров школ рассматривают как важную перспективу развития школы установление сотрудничества на основе договорных отношений с профтехучилищами, сельскохозяйственными вузами и сельхозпредприятиями.
Среди предложенных реформами мер самыми важными наши респонденты считают дистантное обучение и повышение квалификации учителей, оснащение библиотек, в том числе и методической литературой, издание пособий для самообразования учеников, создание комплекта «Видеоуроки в сельской школе», комплектов наглядных пособий по учебным предметам, творческие задания для самостоятельной работы учеников и особенно – открытие при школе мини-типографий для тиражирования учебно-методических материалов.
Однако в числе первоочередных мер помощи школе назывались своевременная выплата зарплаты учителям, обновление материально-технической базы школ, обеспечение учителей жильем, налоговые льготы для спонсоров, чтобы повернуть лицом к школе предпринимателей, общественные организации, фонды. Сельская школа сможет выжить, если она так же будет нужна государству и обществу, как человеку нужны воздух, вода, пища.

По материалам исследований ВНИК “Сельская школа и социум”


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru