Государственный интерес к сельской
школе особенно ярко проявился в 1999 году, когда
Министерство образования обратилось к
Российской академии образования с просьбой
разработать комплексную
“Федерально-региональную программу развития
системы образования на селе”. Ставилась задача
разработать систему
организационно-управленческих мер, которые
содействовали бы развитию сельской школы в новых
условиях.
Позднее, уже в рамках самой Российской Академии
образования, появилась комплексная трехлетняя
программа “Развитие системы образования в
сельском социуме: интеграция науки и практики”.
Но дело не в количестве программ, а в создании
механизма, который обеспечивал бы их
осуществление. Поэтому и был создан временный
научно-исследовательский коллектив “Сельская
школа и социум”, который мы хотим вам сегодня
представить. О целях ВНИКа рассказывает его
руководитель, кандидат педагогических наук
Марина Гурьянова. Некоторое представление о
методах и результатах работы группы могут, как
нам кажется, дать фрагменты нескольких
исследований, которые мы решили опубликовать. С
ними перекликается и статья постоянного автора
нашей полосы, красноярского образовательного
управленца Игоря Реморенко о возможностях
Базисного учебного плана применительно к
сельской школе.
Вся надежда на федеральный бюджет?
Стратегии выживания сельской школы
За последние годы многие регионы
накопили позитивный опыт управления развитием
сельской школы практически в экстремальных
условиях. В Республике Саха, Псковской,
Калужской, Тульской, Амурской и некоторых других
областях России разработаны и реализуются
региональные программы поддержки сельской
школы. С целью изучения стратегий выживания
сельской школы сотрудниками ВНИК “Сельская
школа и социум” в сентябре 1999 года было
проведено исследование двадцати семи сельских
школ в девяти регионах России (Псковской,
Калужской, Омской, Пензенской, Магаданской,
Костромской областях, в Республике Коми и
Республике Карелии.
В качестве главного условия выживания сельской
школы 48% респондентов назвали финансирование
школы из федерального бюджета. Одна треть
опрошенных директоров школ видят сохранение
жизнеобеспечения сельской школы в
финансировании из областного бюджета. За
финансовую самостоятельность школы – лишь треть
опрошенных. Многие директора говорили о
необходимости смены статуса школы с
муниципального на государственный, чтобы
получать финансирование из федерального бюджета
в полном объеме. 77% директоров школ не
рассматривают развитие школьного подсобного
хозяйства как перспективное направление ее
деятельности, содействующее выживанию школы.
Среди главных причин: занятость учеников в
домашнем хозяйстве, отсутствие
квалифицированных специалистов по трудовому
обучению.
Бесперспективным большинство опрошенных
педагогов (88%) считают введение в школах платных
образовательных услуг из-за
неплатежеспособности большинства родителей
учеников. Такой же тупиковый ход – появившаяся
законная возможность сдачи в аренду школьных
помещений, их и так не хватает для проведения
занятий. К тому же побочная деятельность внутри
школы сильно мешает учебному процессу.
Что касается внедрения в сельских школах
инновационных технологий, важным этот шаг
признают лишь около трети учителей. Причины
пессимизма – отсутствие в непосредственной
близости приверженцев альтернативного
образования, не с кем объединяться, чтобы
обсуждать специфические школьные проблемы.
Половина директоров школ рассматривают как
важную перспективу развития школы установление
сотрудничества на основе договорных отношений с
профтехучилищами, сельскохозяйственными вузами
и сельхозпредприятиями.
Среди предложенных реформами мер самыми важными
наши респонденты считают дистантное обучение и
повышение квалификации учителей, оснащение
библиотек, в том числе и методической
литературой, издание пособий для
самообразования учеников, создание комплекта
«Видеоуроки в сельской школе», комплектов
наглядных пособий по учебным предметам,
творческие задания для самостоятельной работы
учеников и особенно – открытие при школе
мини-типографий для тиражирования
учебно-методических материалов.
Однако в числе первоочередных мер помощи школе
назывались своевременная выплата зарплаты
учителям, обновление материально-технической
базы школ, обеспечение учителей жильем,
налоговые льготы для спонсоров, чтобы повернуть
лицом к школе предпринимателей, общественные
организации, фонды. Сельская школа сможет выжить,
если она так же будет нужна государству и
обществу, как человеку нужны воздух, вода, пища.
По материалам исследований ВНИК
“Сельская школа и социум”
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|