Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №72/2001

Первая тетрадь. Политика образования

Государственный интерес к сельской школе особенно ярко проявился в 1999 году, когда Министерство образования обратилось к Российской академии образования с просьбой разработать комплексную “Федерально-региональную программу развития системы образования на селе”. Ставилась задача разработать систему организационно-управленческих мер, которые содействовали бы развитию сельской школы в новых условиях.
Позднее, уже в рамках самой Российской Академии образования, появилась комплексная трехлетняя программа “Развитие системы образования в сельском социуме: интеграция науки и практики”. Но дело не в количестве программ, а в создании механизма, который обеспечивал бы их осуществление. Поэтому и был создан временный научно-исследовательский коллектив “Сельская школа и социум”, который мы хотим вам сегодня представить. О целях ВНИКа рассказывает его руководитель, кандидат педагогических наук Марина Гурьянова. Некоторое представление о методах и результатах работы группы могут, как нам кажется, дать фрагменты нескольких исследований, которые мы решили опубликовать. С ними перекликается и статья постоянного автора нашей полосы, красноярского образовательного управленца Игоря Реморенко о возможностях Базисного учебного плана применительно к сельской школе.

Игорь РЕМОРЕНКО

Лучший вариант – собственный

Качество образования и учебный план.
Что от чего здесь зависит на самом деле?
А что зависит от нас?

Однажды мне рассказали такую историю. Был в одном сибирском селе леспромхоз. Сначала как государственное предприятие по заготовке древесины. Затем, после перестройки, создали акционерное общество. Появился хозяин. Через некоторое время, пощипав бюджет вновь созданного предприятия, исчез. Появляется другой хозяин – та же история. Появляется, наконец, третий – рачительный, бережливый, уезжать никуда не собирающийся. Однако увы – народ уже работать разучился.
Наверное, не везде ситуация такова, но это тенденция, от нее с маху не откажешься. Именно потому, что она куда больше воспитывает ребят, нежели все наши разглагольствования о здоровом образе жизни, введении новых предметов типа валеологии, экологии и пр.

Балансы и инструкции

Какую роль в этой ситуации играет Базисный учебный план?
Сегодня школы слишком обеспечивают желания местного сообщества. Ввели кучу предметов, слишком разных и по-разному преподающихся в различных школах. Но в сельских школах ситуация совсем не такая. Скорее наоборот, нужно создавать дополнительные условия для развития их активности. И здесь любой инструктаж типа БУПа может быть скорее препятствием, чем способом развития сельского образования. Если эта инструкция жесткая, конечно.

Немного истории

Известны три стадии становления учебного плана. Первая стадия была еще в советские времена. Это был план, ориентированный на точные науки. Были три аспекта вариативности. Первый – факультативы из расчета четыре часа на весь класс в старших классах. Второй – часы группы продленного дня. Третий аспект – трудовое обучение. Вот здесь каждая школа могла выбирать то содержание, которое будет положено в основу профессионального обучения.
В перестроечную эпоху появились различные варианты учебных планов. Полтора десятка.
Однако никакое конечное количество вариантов не дает возможности школе выбрать наиболее приемлемый. Поэтому с учетом мирового опыта была сделана попытка создать универсальный учебный план, в рамках которого и должна была действовать каждая школа. В новом учебном плане появился ряд преимуществ: и часы по выбору, и введение регионального и школьного компонентов, и возможности для выбора школой профильных дисциплин, и много чего еще. Суть оставалась прежней – ведомственный документ, интересный лишь в отрасли, в которой он появился.

Наши действия?

Раз таково положение вещей, то нужно четко понять, что нам делать с БУПом?
Прежде всего, как нам представляется, его следует хорошо понять. Затем на местном уровне привлекать общественность к обсуждению образовательной программы. В этом право местного самоуправления.
Еще важно вести активную образовательную политику. Не ждать, когда очередная бумага будет принята без вашего ведома. Если уж объявлен всероссийский конкурс на Базисный учебный план – участвуйте в нем, не ждите, что кто-то придумает для вас лучший вариант. Быть может, именно вам удастся создать для сельских школ вполне приемлемый, интересный учебный план.


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru