Государственный интерес к сельской
школе особенно ярко проявился в 1999 году, когда
Министерство образования обратилось к
Российской академии образования с просьбой
разработать комплексную
“Федерально-региональную программу развития
системы образования на селе”. Ставилась задача
разработать систему
организационно-управленческих мер, которые
содействовали бы развитию сельской школы в новых
условиях.
Позднее, уже в рамках самой Российской Академии
образования, появилась комплексная трехлетняя
программа “Развитие системы образования в
сельском социуме: интеграция науки и практики”.
Но дело не в количестве программ, а в создании
механизма, который обеспечивал бы их
осуществление. Поэтому и был создан временный
научно-исследовательский коллектив “Сельская
школа и социум”, который мы хотим вам сегодня
представить. О целях ВНИКа рассказывает его
руководитель, кандидат педагогических наук
Марина Гурьянова. Некоторое представление о
методах и результатах работы группы могут, как
нам кажется, дать фрагменты нескольких
исследований, которые мы решили опубликовать. С
ними перекликается и статья постоянного автора
нашей полосы, красноярского образовательного
управленца Игоря Реморенко о возможностях
Базисного учебного плана применительно к
сельской школе.
Подсобные пособия,
или Еще раз о трудовой подготовке
сельских школьников
В современных условиях для сельского
населения единственным стабильным источником
существования является личное подсобное
хозяйство. Поэтому важнейшей задачей сельской
школы является сельскохозяйственная
грамотность, которая позволит выпускникам
выживать за счет грамотного хозяйствования на
земле.
Содержание подготовки школьников к
сельскохозяйственному труду включает знание
технологии производства, переработки, хранения и
реализации сельхозпродукции, ориентировку в
особенностях различных растений и животных,
умение пользоваться необходимым оборудованием и
техникой. Внепредметные знания и умения – это
прежде всего навыки планирования, анализа
работы, поиска ошибок, потребности
самостоятельно искать необходимую информацию в
справочной литературе, развитие коммуникативных
способностей.
В большинстве существующих уже инновационных
моделей сельских школ предлагается осуществлять
допрофессиональную сельскохозяйственную
подготовку учеников – главным образом через
введение в восьмых-девятых классах спецкурсов,
кружков и факультативов. Однако объем
специальных знаний в большинстве из них завышен
и часто не соответствует возрастным
возможностям учеников. Представляется более
целесообразным давать школьникам начальное
сельскохозяйственное образование через
интегрированные курсы трудового обучения типа
«Хозяин и хозяйка сельского дома», что позволяет
приблизить содержание школьного обучения к
потребностям подсобных хозяйств учеников,
перейти от классно-урочной системы к более
эффективному методу проектов, обучению в
конкретной практической деятельности. При
помощи проектов ученики развивают навыки
коллективной, групповой деятельности – от
целеполагания до получения конечного
результата, анализируют ход работы, собственные
ошибки. Информация о сельском хозяйстве, которую
дети ищут в ходе работы над проектом, не является
для них чужой, оторванной от жизни. Кроме того,
ученики осваивают новые для себя технологии
получения конкретных изделий или
сельхозпродуктов. Например, простое выращивание
цыплят на приусадебном участке родителей с их
практической помощью и методической помощью
учителя, работающего в проекте, позволяет
ребенку освоить различные приемы работы с
бумагой, картоном, электронагревательными и
осветительными приборами в процессе
изготовления оборудования для содержания
цыплят, познакомиться с особенностями кормов,
лекарственных препаратов и так далее. И главное
– итогом проекта становятся не выученные
страницы учебников, а конкретные выращенные
цыплята, что существенно повышает детскую
самооценку и мотивирует к дальнейшим занятиям
сельскохозяйственным трудом.
Изучение основ сельскохозяйственных технологий
легко может осуществляться в рамках
интегрированного курса «Биология с основами
сельского хозяйства», а также в процессе
преподавания предметов образовательных
областей «Филология» и «Обществознание».
Например, на уроках русского языка можно учить
подростков работе с деловой документацией,
знание которой необходимо для грамотного
ведения личного подсобного хозяйства (в первую
очередь – самостоятельному составлению
различных заявлений, справок, записок). Также в
систему уроков русского языка необходимо
включить серию уроков «Я даю рекламу», поскольку
в современных условиях особое значение
приобретает умение грамотно рекламировать свою
продукцию в различных формах. На таких уроках
сельские школьники знакомятся с технологией
составления рекламных текстов, анализируют
тексты из газет, сами создают рекламные буклеты.
Не менее важно искусство публичных выступлений,
столь традиционное для американских сельских
школ, так же как и популярное изложение текстов
из специальной сельскохозяйственной литературы.
К важным предметным умениям относится и
терминологическая грамотность. Полезны
специальные терминологические занятия в рамках
уроков языка, обучение школьников работе со
словарями специальных терминов, составление ими
собственного словаря сельскохозяйственных
терминов.
В школьный компонент программы по литературе
можно включить изучение литературных
произведений античности, специально посвященных
проблемам сельского хозяйства (трактата Катона
«О земледелии», поэмы Вергилия «Георгики»,
«Сельского хозяйства» Варрона). При этом очень
важно выделять в содержании именно
технологический аспект, причем в сопоставлении с
современными технологиями.
История может быть представлена не только
профилированными факультативами типа «История
России и земельное право», но и серией
интегрированных уроков. Сотрудниками ВНИК
«Сельская школа и социум» разработана серия
подобных уроков, например, «Петр I и развитие
сельскохозяйственных технологий в России».
Комплексно эти образовательные задачи можно
решать в рамках междисциплинарных проектов.
Например, при защите проекта по испытанию новых
культур или сортов растений ученики
представляют соответствующую документацию,
составленную самостоятельно, краткий рекламный
текст. Отчетную документацию по проекту
оценивает не только преподаватель технологии, но
и учителя русского языка и биологии, и ученик
получает оценку за проект как по технологии, так
и по русскому языку и биологии.
На основе исследований, проведенных ВНИКом
“Сельская школа и социум” составлена программа
технологической подготовки школьников к
сельскохозяйственному труду, которая может быть
реализована в условиях массовых сельских школ. В
начальной школе в рамках предмета «Трудовое
обучение» преподается практический курс
«Выращивание сельскохозяйственных растений», в
рамках предметов «Окружающий мир» и
«Природоведение» углубленно изучаются
сельскохозяйственные растения и животные. В
основной школе ученики приобретают
сельскохозяйственную грамотность через
преподавание нескольких курсов:
5–9 классы: «Сельский дом и семья» –
практико-ориентированный курс в рамках
образовательной области «Технология»,
реализуемый преимущественно через систему
индивидуальных или коллективных проектов,
выполняемых учениками в личных подсобных
хозяйствах;
6–7 классы: интегрированный курс «Ботаника с
основами растениеводства»;
8 класс: интегрированный курс «Зоология с
основами животноводства»;
8–9 классы: интегрированный курс «Химия и
сельскохозяйственные технологии»;
8–9 классы: курс «Твоя профессиональная карьера»,
ориентированный на пробу сил школьников в
различных сельскохозяйственных специальностях;
8–9 классы: при наличии учебно-материальной базы
для мальчиков преподается практический курс
«Трактора и сельхозмашины».
Кроме того, при наличии соответствующих
образовательных запросов и конкретных
возможностей школы организуются кружки и
факультативы сельскохозяйственного профиля.
В старших классах все перечисленные курсы
продолжаются на углубленном уровне.
Предложенная структура подготовки учеников к
сельскохозяйственному труду, как
представляется, позволяет обеспечить их
сельскохозяйственную грамотность в условиях
любой, как инновационной, так и массовой сельской
школы, поскольку реализуется за счет компонентов
инвариантной части Базисного учебного плана.
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|