Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №72/2001

Первая тетрадь. Политика образования

Государственный интерес к сельской школе особенно ярко проявился в 1999 году, когда Министерство образования обратилось к Российской академии образования с просьбой разработать комплексную “Федерально-региональную программу развития системы образования на селе”. Ставилась задача разработать систему организационно-управленческих мер, которые содействовали бы развитию сельской школы в новых условиях.
Позднее, уже в рамках самой Российской Академии образования, появилась комплексная трехлетняя программа “Развитие системы образования в сельском социуме: интеграция науки и практики”. Но дело не в количестве программ, а в создании механизма, который обеспечивал бы их осуществление. Поэтому и был создан временный научно-исследовательский коллектив “Сельская школа и социум”, который мы хотим вам сегодня представить. О целях ВНИКа рассказывает его руководитель, кандидат педагогических наук Марина Гурьянова. Некоторое представление о методах и результатах работы группы могут, как нам кажется, дать фрагменты нескольких исследований, которые мы решили опубликовать. С ними перекликается и статья постоянного автора нашей полосы, красноярского образовательного управленца Игоря Реморенко о возможностях Базисного учебного плана применительно к сельской школе.

Елена ЛИТВЯК

Вспомнить о ценностях
нормальной повседневной жизни

Интервью с Мариной Гурьяновой, руководителем ВНИК
«Сельская школа и социум» при Российской академии образования

Марина Гурьянова. Нам важно не только чтобы разрабатывались проблемы, но и чтобы проводилась практическая экспертиза наших наработок. Поэтому в состав ВНИКа вошли заведующие районными отделами образования, методическими кабинетами, директора некоторых школ, социальные педагоги. ВНИК – открытое объединение, собирающееся три раза в год на научно-практические сессии, где происходит обмен результатами, экспертиза наработанных материалов и постановка новых задач. В период между сессиями мы заняты изданием библиотечной серии “Развитие системы образования в сельской школе”, фактически это опубликованные научные результаты нашей работы.

Елена Литвяк. Каким образом результаты ваших исследований применяются в повседневной управленческой и педагогической практике?
М.Г. Нам очень важно, чтобы эти материалы доходили до регионов, потому что мы работаем не ради разработки научной продукции, а для доведения результатов исследований до конкретных школ, чтобы наши результаты влияли на процесс принятия управленческих решений. Сейчас Министерство сельского хозяйства по заданию правительства разрабатывает федеральную программу о социальном развитии села, рассчитанную на десять лет. Среди разделов программы есть и раздел об образовании. Многие наши наработки уже вошли в эту федеральную программу. Мы считаем необходимым поддерживать сельские школы в области самообеспечения через хозяйственную и предпринимательскую деятельность. Но она также нуждается в законодательной поддержке.

Е.Л. Расскажите, пожалуйста, подробнее о разработанной ВНИКом типологии сельских школ.
М.Г. Сами по себе идеи-то не новы, но они до сих пор законодательно не обеспечены. Мы двадцать лет экспериментируем, практика показала прекрасные результаты, но юридически эти школы в таком виде все еще не имеют права на существование.
В частности, школа – детский сад. На селе демографическая ситуация очень сложная, малочисленные школы будут продолжать расти, особенно в центральных и северных регионах, где в перспективе вся школа станет малочисленной. Если объединить усилия малочисленного детского сада и малочисленной школы в одной деревне, то можно укрепить их кадровую и финансовую базу, решатся многие вопросы с помещениями для занятий, медицинского обслуживания. Для полноценного развития ребенка маленькая школа или садик предоставляют очень мало возможностей. Когда в классе пять человек, а в школе тридцать, у ребенка очень ограниченный контингент общения. В случае же образовательной модели “школа – сад” пространство детского общения резко расширяется, появляется возможность осуществления совместных праздников, проектов, возникают детские сообщества, способствующие позитивной социализации. И главное – в деревне появляется единая образовательная среда.
Еще один тип школы – с группами продленного дня по месту жительства. Идея заключается в том, что группы продленного дня создаются не в базовой сельской школе, где учатся дети из многих деревень, а по месту жительства учеников. Чтобы педагогическое влияние школы не прекращалось с последним звонком, охватывало не только учение, но и детский досуг, создаются разновозрастные группы продленного дня там, где эти дети живут. Если в этой деревне школы нет, занятия проводятся в помещении клуба, библиотеки, даже в чьем-нибудь доме, поскольку детей обычно очень мало.
Школа полного дня тоже чрезвычайно важна и жизненна на селе. Сверхзанятость сегодняшних родителей для многих – проблема номер один. Не имея возможности обеспечивать детям полноценное развитие, они хотели бы, чтобы за их детьми не только присматривали и помогали делать уроки, но и занимались, например, с ними различными ремеслами, спортом. Учебный день в такой школе продолжается до шести вечера, академические занятия чередуются с работой кружков и секций.
Еще один вариант хорошей сельской школы – школа – социокультурный комплекс, когда структурно школа объединяется с детским садом, на ее базе действуют филиалы городских музыкальных, художественных, хореографических, спортивных школ, социальные службы. Это особенно важно для села, где школа всегда играла не только чисто образовательную, но и жизнеобразующую роль.
Есть модель сельского учебного комплекса, в который объединяются все школы района, юридически они входят в одну структуру, сохраняя свои территориальные особенности. Тогда и финансирование строится по-другому, и у людей нет чувства заброшенности. Хотя, конечно, по-прежнему существенным фактором работы остаются наши плохие дороги и сложности с транспортом.

Е.Л. Действительно, в наших деревнях дорога в школу становится серьезной проблемой. Какое уж тут школьное автобусное сообщение, порожденное идеей реструктуризации...
М.Г. Мы однозначно за то, чтобы всегда исходить из местных условий, в которых живут конкретные дети. За то, чтобы все-таки максимально сохранить малочисленную школу. На эту проблему надо смотреть не с точки зрения сиюминутной ситуации, а с государственных позиций. Школа держит село. Будет село – будет вокруг него обработанная земля. Не будет школы – некому станет в этом месте обрабатывать землю. Фактически речь сейчас идет о том, что за педагогическими проблемами стоят проблемы социально-экономические. Поэтому необходимо думать о возможно большем количестве вариантов сохранения маленьких школ. Как раз предлагаемая нами разнообразная типология образовательных учреждений села может быть одним из способов решения этих проблем. Она направлена на то, чтобы интегрировать социальные и образовательные структуры и сохранить сельское поселение. В одной деревне Ханты-Мансийского округа я видела детский сад для четырех человек и школу для десятерых, а заведующая клубом мается одна-одинешенька. И никак местным педагогам не приходит в голову объединить усилия, чтобы возникло поле совместной деятельности детей этой деревни.
Что касается идеи школьных автобусов, тут всякий раз надо примеряться к конкретной ситуации. В Чувашии, например, прямо-таки настаивают на таком варианте развития сельского образования. Потому что у них хорошие дороги и расстояние между школами – три-четыре километра. А директор школы в Верхне-Вилюйском районе Якутии рассказывал: когда учителя едут с детьми куда-нибудь, используют оба имеющихся школьных автобуса – один от морозов заглохнет – пересаживаются на другой. Какое развитие может у них иметь идея школьных автобусов при пятидесятиградусных морозах? Многие местные руководители образования очень продуманно относятся ко всем этим вопросам. Они еще помнят печальный опыт ликвидации неперспективных деревень.
Речь сейчас идет о том, чтобы не ставить на первый план экономическую выгоду, а думать о том, что произойдет с конкретными детьми. Они не хотят уезжать. Для многих сегодняшних учеников работа с землей действительно привлекательна, они хотели бы остаться в своей деревне. Но отсутствие широких перспектив, надлежащей инфраструктуры заставляет их уезжать. В городе они не часто вписываются в его непростую систему отношений. А деревня теряет потенциального крепкого хозяина или хорошую мать. Получается, что клубок проблем надо разматывать с другого конца – не школы закрывать, а подводить к деревням дороги, обеспечивать людей работой. Посади человека на землю – у него будет смысл жизни, дело, крепкая семья. Он будет заинтересован в продолжении своего рода. Будет заинтересован в том, чтобы научить своему делу детей. И ценности честного труда, помощи друг другу, всегда исходившие из деревни, постепенно снова станут основаниями нормальной повседневной жизни.


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru