Зинаида Гиппиус
Собрание сочинений в 10 томах Т. 1. Новые
люди: Романы. Рассказы
М.: Русская книга, 2001
У Дмитрия Мережковского еще накануне
Первой мировой войны вышло в Петербурге 24-томное
собрание сочинений, произведения же его жены
Зинаиды Гиппиус оставались несобранными до
наших дней. Даже в эмиграции ни у кого руки не
дошли. Собрать воедино весь корпус разношерстных
(и подчас труднодоступных) текстов писательницы
отважилось издательство «Русская книга». Здесь
за последние годы вышли многотомники таких
корифеев эмиграции, как Зайцев, Ремизов, Шмелев…
Помимо стихов и прозы Гиппиус (уже более или
менее знакомых современному читателю) обещаны
малоизвестные статьи, письма, дневники, а заодно
воспоминания современников о личности и
творчестве этой «мадонны Серебряного века».
Она работала в разных, весьма многочисленных
жанрах, любила литературную игру, часто
скрывалась под мужскими псевдонимами, писала
стихи от мужского лица. Ее капризность и
злоязычие вошли в поговорку еще в начале века, об
ее экстравагантных нарядах и манерах судачили в
литературных салонах и журнальных редакциях.
Дерзкий, провоцирующий, язвительный ум, полная
тайн и недосказанностей поэзия, темперамент
политического публициста, талант прозаика и
драматурга – в таком ореоле славы представала
обыкновенно эта женщина, олицетворявшая русский
символизм.
Новое искусство немыслимо без «новых людей».
Первый том собрания – это ранняя весна русского
декаданса, это почти забытые тексты Гиппиус
начала и середины 1890-х годов. Самый первый (еще
довольно слабый) роман «Без талисмана», гораздо
более тонкий (с психологией и идеями) роман
«Победители» и сборник рассказов, название
которого стало фирменным знаком эпохи. «Новые
люди» – это не разночинцы, не народники, не
социалисты, не циники-естествоиспытатели. Это
даже не прекраснодушные «русские мальчики»,
начитавшиеся Малларме и Гюисманса. Новые люди –
это метафизики с талантом политических бойцов;
богоискатели, не чуждые газетной злободневности;
символисты, понимающие язык косной народной
толщи. То есть в конечном счете друзья и
соратники самой Гиппиус. Конечно, ее ранние
романы во многом ходульны и прямолинейны. Сам
антураж их (усадебные и курортные любовные
интрижки, нравы российского захолустья) выглядит
какой-то забавной смесью из Тургенева,
Боборыкина и Сологуба. Герои пьют чай под липами,
бесконечно рассуждают о прогрессе и пользе, о
Некрасове и Надсоне, о роковых несправедливостях
мира… Куда как современнее, парадоксальнее
выглядят рассказы: в дачно-усадебную идиллию
здесь вкрадывается холодок абсурда. От этой
слегка «гримасничающей» прозы уже пахнет
Достоевским и Гаршиным. Барышни здесь вечно
болеют, худеют и дурнеют, юноши ненавидят
собственное прошлое и мечтают отправиться в
экспедицию «во внутреннюю Африку». Все жаждут
какой-то новой жизни, хотят обрести красоту «в
постоянном движении, в бесконечных изменах».
Отсюда уже рукой подать до жемчужин русской
символистской прозы, появившихся чуть позже, в
1900-е.
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|