Тайные шкатулки языка
Знакомство с произведением может
по-настоящему увлечь детей, если предложить им не
готовые вопросы и ответы, а самостоятельный
анализ
Когда мы самостоятельно изучаем
какое-нибудь дело, мы выбираем из литературы тот
материал, те сведения, какие необходимы. И очень
часто, прочитав учебник, представляем материал
расположенным по-другому, бывает даже под другим
углом зрения. Это зависит и от изложения автором
учебника, и от типа мышления обучающегося.
Поэтому хорошо, когда материал для изучения
подан с разных точек.
На уроках литературы мы (я с учениками)
занимаемся структуральным анализом текста.
Отсюда проникновение не только в лабораторию
автора, но и в симметричные науки, и в
несимметричные тоже, поскольку литературное
произведение – лексический, семантический,
синтаксический синоним жизни.
Но работа на уроке не ограничивается только
структуральным анализом, идет еще и работа со
словом.
Мы, учителя, часто говорим: «Вот, ученик не знает и
не разбирается в литературоведческой
терминологии». Да он и не будет ее знать! Потому
что нужно зубрить, а это неинтересно, да и зачем –
непонятно. А когда эти термины показаны по ходу
исследования материала да как результат
исследования заносятся в тетрадь-справочник,
который всегда можно раскрыть как подспорье, –
крайне интересно. Ребята схематичный материал
любят.
Структуральный анализ развивает умение думать,
идет развитие человеческих качеств. Этот прием
заставляет знать текст. А значит, кроме глубокой
проработки текста есть еще и дополнительная. И
снова: разница в мышлении находит разные подходы.
Не исключаются, но приветствуются и традиционные
элементы методики: словесное рисование,
литературные бои, рисунки, планы, схемы,
кадрирование, сценирование, изготовление афиш.
Вы заметите, что опорные конспекты углубляются
по мере роста ребенка, младше – проще! Опорным
конспектом отсекается все лишнее.
Наш мозг богат свободными клетками. Вся якобы
алогичная информация не стирается, не
забывается. А логический конспект акцентирует
самое необходимое.
Когда я читаю стихотворение А.С.Пушкина “Узник”,
представляю узкую башню в горах. Где-то там
высоко единственное окошко с решеткой, а вниз
устремляется обрыв. Рядом скалистый выступ
соседней вершины, а вдали – море.
Башня – тюрьма. Но даже сюда доносятся крики
чаек. Это гласные из третьей строфы:
ыоы, еиы, оаа, оа!
уае, ауе, еее, оа,
уае, иею, оие, ая,
уае, уяе, иее ... ая!..
Первый стих произведения дает ощущение
серого цвета: си- жу- за- ше- це- сы. Сплошная
штриховка из шипящих.
Но зато дальше только красно-коричневый цвет:
-корм-, -кры-, -кро-, -клю-.
Резкий, гордый и презрительный жест, как бы
зовущий за собой. Вот так: поворот и неожиданный
кивок в сторону.
А вдали синева и снова чайки... Слышен протяжный
свист ветра, который создают гласные первой, а
особенно второй строфы, а также повтор согласных
з и с.
Не бывает рядом орлов и чаек.
И верно: А.С.Пушкин увидел во дворе невысокой
кишиневской тюрьмы двух орлов с подрезанными
крыльями.
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|