Школьный курс литературы построен на
списке обязательных к изучению книг. Но в этом
списке отсутствует самое главное: свобода и
интерес к чтению
Казалось бы, как все замечательно
сегодня с уроками литературы: государственный
стандарт остается туманным, альтернативных
программ, самых разных курсов – не счесть,
сочинение на литературную тему на выпускных
экзаменах писать не обязательно, можно выбрать
изложение. Словом, полная свобода выбора для
учителя. Вот только совершенно непонятно, что и
из чего выбирать. А непонятно потому, что первым в
такой ситуации встает вопрос: для чего вообще мы
преподаем литературу в школе?
Если в последнее десятилетие появилось
такое количество новых – и разных! – программ,
курсов, даже предметов гуманитарного цикла, то
наверняка их авторы по крайней мере свой вариант
ответа на вопрос, зачем мы преподаем детям
литературу в школе, нашли. И нужно только открыть
все эти программы и выбрать наиболее созвучное
своим смутным представлениям о смысле
преподавания словесности в школе (пишу
“словесность”, хотя остро для меня стоит именно
“литературный вопрос”. С языком в целом, а не
только в аспекте практической грамотности –
как-то все намного понятнее: основа коммуникации,
проблема знака, языковая картина мира и т.д. –
целый веер возможностей для выбора основного
направления курса.
Часть из программ по литературе построена по
образу и подобию вузовских курсов истории
литературы определенной страны (или стран)
определенного периода. Иногда к этому
добавляются еще и межпредметные связи (сведения
из истории, истории философии, МХК). Никакого
ответа на вопрос “зачем?” в этих программах и в
пояснительных записках к ним, как правило, не
содержится. Предвижу упрек, что дети и так растут
безграмотными и нечитающими, что общий уровень
культуры и образования резко падает, а я только
подливаю масла в огонь, говоря: “Ну и не надо
всего этого”. Конечно же все не так, и я тоже
очень хочу, чтобы наши ученики стали широко
образованными людьми, истинными носителями
традиций русской культуры, чтобы – не дай бог! –
“не распалась дней связующая нить”... Я просто не
верю, что подобные курсы способствуют этому. По
крайней мере я не уверена, что их достаточно.
Знакомить с историей литературы целесообразно
тогда, когда хоть какой-то интерес к ней
сформирован, когда у ребенка уже есть мотивация
разворачивать ленту времени относительно
произведений словесного творчества.
Подобные же сомнения вызывают у меня и программы,
основанные на освоении литературоведческих
понятий и прочих сведений из теории литературы,
хотя, признаюсь, мои поиски все больше склоняются
к этому направлению (например, очень интересной с
точки зрения выстраивания школьного курса
литературы мне представляется проблема
отношений автора, стоящего за любым текстом, и
читателя-адресата, но всех поставленных выше
вопросов она тоже не решает).
Здесь вроде бы на помощь приходят программы
принципиально другого типа, в которых
произведения, отобранные для изучения на уроках
литературы, объединены не хронологически, а
общностью сквозных тем и мотивов. И честно
говоря, именно такие программы гораздо чаще
предлагаются для обучения 5, 6, 7-классников.
Однако снова хочется спросить: чем продиктован
именно такой набор тем? Не их ли явным
присутствием в предлагаемых произведениях? Как
же тогда выбраны произведения? Опять замкнутый
круг. Возможно, я утрирую. Но, к сожалению, очень
многие новые программы построены лишь на
переосмыслении тех же самых произведений,
которые традиционно изучались в средней школе.
То есть новизна касается только расстановки
акцентов – литературоведческих, идеологических,
психологических... плюс, конечно, “возвращенная
литература”.
На мой взгляд, путь “от произведений” такой же
тупиковый, поскольку он не в состоянии
обеспечить ни целостности курса, ни, как правило,
сколь-нибудь последовательной логики. И главное
– почему-то опять остается за скобками вопрос:
для чего все это?
При этом я не посягаю ни на “литературу как вид
искусства”, где вопрос о прагматических целях,
мягко говоря, не совсем уместен, ни на
“воспитательную роль литературы”. Просто
почему-то, в сотый раз перебирая все известные
мне ответы на эти вопросы, я не считаю ни один из
них достаточным, главным, вокруг которого и
должно все выстраиваться. И поэтому, что и как
выбрать, я пока не знаю.
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.