ОРИЕНТИРЫ
Эксперимент под названием “Округ”
В начале сентября в Самарской области
была введена новая форма управления
образованием: образовательные округа
Пока округа покрывают лишь часть
территории области, но в будущем их количество
планируется увеличить. За разъяснениями и
комментариями по поводу нововведения мы
обратились к Виктории Аркадьевне Прудниковой,
заместителю руководителя Департамента науки и
образования Самарской области.
– Что послужило причиной для принятия
решения о введении образовательных округов?
– 5 сентября состоялась коллегия администрации
области, на которой были утверждены структура и
штат трех первых образовательных округов. Это
давняя наша инициатива, несколько лет мы
прорабатывали ее с юридической, экономической
точек зрения. А после заседания Госсовета, когда
президент поставил задачу «ввести государство в
образование», появилась политическая основа для
нововведений.
Пока созданы три образовательных округа –
Юго-Западный, Юго-Восточный и Кинельский. В их
состав входят 10 муниципальных образований. Три
городских – Нефтегорск, Чапаевcк, Кинель – и семь
сельских.
– В чем практическая суть организации
образовательных округов?
– У образовательного учреждения теперь появится
второй учредитель – государственный орган
управления образованием округа. Компетенции по
управлению учреждениями будут распределены
следующим образом: муниципалитет несет
ответственность за создание условий для
обучения, содержание школьных зданий, их ремонт,
поставки оборудования. Государство отвечает за
организацию, содержание и качество процесса
учебы.
Новая структура управления предполагает
сокращение штатов. Но специалистов мы ценим, и
даже те, кто будет уволен, пойдут, я думаю,
менеджерами или педагогами в школы.
– Каким образом на территории области
будут организовываться новые образовательные
округа?
– Тащить кого-то в образовательные округа
насильно мы не собираемся. Если глава местного
самоуправления не хочет – пожалуйста, будет жить
как раньше. Но уже сейчас ряд территорий готовы
перейти на окружную модель управления.
– Каковы ожидаемые результаты от
нововведения?
– В первую очередь мы хотим от нововведения,
чтобы возможности доступа к образовательным
ресурсам у учеников разных школ стали примерно
равными. И конечно, не за счет усреднения, а за
счет максимального их развития, объединения,
целенаправленной концентрации.
Во-вторых, увеличится поле, подконтрольное
управленцам от образования. Ведь раньше их
функции были недостаточно развиты в силу того,
что прежний вариант управления не позволял
доходить до уровня каждой конкретной школы.
Теперь же эффективность работы должна
повыситься.
И в-третьих, необходимо привести способы
управления образованием в соответствие с новыми
социально-экономическими условиями. Прежняя
система не соответствует условиям рыночной
экономики, реалиям общественной жизни. Теперь мы
приведем эти составляющие к приемлемым
отношениям. Это позволит школе, с одной стороны,
развивать самостоятельность, а с другой –
получать прямую поддержку государства.
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|