Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №71/2001

Первая тетрадь. Политика образования

Александр АДАМСКИЙ

Реформа – красивое слово, но...

Похоже, правительство вычеркивает образование из повестки дня 

Основной новостью образовательной политики прошлой недели стало снятие с повестки дня заседания правительства 4 октября вопроса об образовательной реформе.

На наш вопрос о причине изменения в планах правительства ответил начальник отдела образования Департамента образования, науки и культуры правительства Геннадий Васин:
– Повестка каждого заседания Правительства России определяется лично премьер-министром. В настоящее время документы по реформе образования недостаточно доработаны, поэтому они будут обсуждаться несколько позднее.
Руководитель пресс-службы Министерства образования России Светлана Омельченко по-другому прокомментировала перенос обсуждения:
– Со своей стороны Министерство образования сделало все для подготовки документа по модернизации образования. По нашей информации, вопрос был снят с повестки дня заседания правительства, так как Михаил Касьянов счел необходимым обсудить более важные и неотложные вопросы, в частности бюджет России на 2002 год.
– Министерство образования считает, что документы по реформе достигли необходимой степени готовности для их утверждения на заседании, а правительство и премьер-министр думают иначе, – парировал Геннадий Васин доводы Светланы Омельченко. – Во всяком случае мы надеемся, что к 25 октября «Концепция модернизации образования» будет готова. А пока правительство будет рассматривать другие важные вопросы.

Наталия ИШТРИКОВА

Комментарии.
Еще накануне аналитики и эксперты рассматривали это событие как ключевое – линия президентских инициатив и ведомственных разработок могла сойтись, и в результате появилось бы монолитное решение, определившее направление реформы в образовании на десятилетия.
Но вместо министра образования В.Филиппова на правительственной сцене появился министр Н.Аксененко, а внимание общества переключилось на пути сообщения России и Японии через Сахалин.

...Есть такой анекдот: из пункта «А» в пункт «Б» выехал поезд. А из пункта «Б» в пункт «А» выехал другой поезд, по той же колее. И они не встретились. Вопрос: «Почему?» Ответ: «Не судьба».
Все были уверены, что заседание правительства 4 октября станет местом встречи образовательной политики и других реформ: административной, разграничения полномочий, экономической…
Но несогласованность решений разных ведомств оказалась очевидной, когда от деклараций правительственных (ведомственных) решили перейти к действенности президентских решений. Весь пакет по реформе образования: национальная доктрина, стратегия модернизации, особенно образцово-показательные решения трескучего совещания работников образования в Кремле в 2000 году, – на самом деле серьезного влияния на развитие системы образования не имели.
Наиболее системные решения касались внутриведомственной ситуации: переход на 12-летку, введение единого экзамена, так называемый широкомасштабный эксперимент.
Последний оказался таинственным фокусом – никто не знает, в чем цель, и не понимает: у нас проходит эксперимент или нет?..
С 12-леткой ситуация простая: после того как Дума отказалась давать отсрочку от призыва в армию городским учителям, никто не верит, что генералы позволят выпускникам поступать в вуз, если им уже 18 лет. Особенно на местах, в территориях, особенно в селах, где местные военкоматы будут жестко следовать указанию выполнить план по призыву. Поэтому дело кончится тем, что родители либо начнут бурно протестовать, либо тихо отдавать детей в школу с 5 лет. Ужас!
А единый экзамен оказался под мощным огнем ректорского корпуса. Последняя версия этой атаки: безнравственно упрекать вузовских работников во взяточничестве – их жизнь заставляет.
Но все это бои местного значения – внутри системы образования. А после заседания Государственного совета возникла ситуация совсем иного рода: вопросы образования вышли на уровень государственной, а не узковедомственной политики.
Вышли… и оказалось, что на этом уровне образовательная и другие реформы не стыкуются.
Предложили передать зарплату на уровень региона – а как это сделать?
Идет изменение разграничения полномочий между бюджетами разных уровней, а образователи, не дожидаясь результата, «прокукарекали», что регион будет выдавать зарплату учителям.
На какой правовой основе?
Из каких источников?
Кем регион будет для образовательных учреждений – учредителем? Что будет с местными налогами?
То же самое с отсрочкой городским учителям от армии – «прокукарекали», а вопрос оказался не согласован.
И возникает ощущение, что образовательные реформы кроятся как бы сами по себе, а другие реформы в государстве задумываются отдельно. И похоже, что эти противоречия вскрылись перед заседанием правительства 4 октября.
Нет худа без добра, может быть, хоть эти события заставят и в правительстве, и в администрации президента отнестись к образованию не как к узковедомственной проблеме, а как к общенациональному проекту.
Дай бог.


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru