ВОСЬМАЯ НОТА
Голос, вызывающий солнце
О художнике,
который сквозь шум песочных часов слышал то,
что эти часы всего лишь измеряют
На афише одного недавнего
сентябрьского концерта в Большом зале
Московской консерватории (вокальный вечер
известной, хотя и молодой певицы Татьяны
Моногаровой) значилось: «Приношение Заре
Александровне Долухановой».
Публики собралось много. Зара Александровна была
в зале.
...Нередко встречаю ее у Никитских ворот
или в Малом Ржевском переулке, что в самом центре
Москвы. Прекрасную. Вызывающую солнце. С
таинственной простотою несущую самое себя,
закутанную в благоуханное, сияющее,
одухотворенное совершенство. Совершенство души,
своей высокой жизни, своего покоряющего годы
искусства, своего Голоса невыразимой красоты и
проникающей жизненности.
Зимою ли, ранней весной или глубокой осенью с
неспешной природной легкостью, строгою
тонкостью и изяществом, раз и навсегда
заколдовавшим усталость, Она преодолевает давно
обычный для нее путь от дома в Брюсовом переулке
к Институту Гнесиных (ныне наименовавшему себя
академией), где уже много лет преподает.
Завидев ее издали, затихаю, перехожу на другую
сторону переулка – не столкнуться бы, не отвлечь
разговором – и провожаю ее завороженным
взглядом...
Энциклопедии и разные толковые словари
утверждают, что она явилась на свет весной 1918
года. Я не верю, то есть не могу отнестись к этому
серьезно. Не потому, что такого не может быть. Но
потому, что, когда видишь ее, говоришь с нею,
слышишь ее божественное и вместе такое
волнующе-земное пение (включаешь ли свою
эмоциональную память, приникаешь ли к записям ее
исполнения или, наконец, всматриваешься в черты
великой актрисы в обращенном к ее творчеству
телевизионном документальном фильме), не
полюбить ее искусство нельзя, не влюбиться в нее
невозможно. «Здесь и сейчас», как любят теперь
говорить на телевидении.
...Однажды услышанный по радио загадочный,
сильный, манящий, красивый до декоративности
голос женщины назывался не как обычно: сопрано,
меццо, колоратура или контральто. Голос
назывался – Зара Долуханова.
По энциклопедиям и словарям голос ее –
меццо-сопрано. Но какое-то совсем уж особенное
это меццо-сопрано. Со всеми возможностями
колоратурного сопрано, дурманящими красками
контральто, со всею обычною «человечностью»,
присущей «чистому» сопрано. Наконец, собственно
меццо – безбрежной выразительности, внутреннего
темперамента, кристальной чистоты чувства и
необъятного стилевого диапазона художественных
переживаний. Обращаясь к языку живописи, можно
было бы сказать: здесь чистый цвет, за которым
угадывается сердечное тепло творца-художника,
волнение его кисти и весь культурный контекст, из
которого он вырос и в который врос, – живая
история художественных свершений.
Долуханова начала свою артистическую
деятельность в 1939 году. В 1990 году она удостоилась
– одной из последних в истории Советского Союза
– почетного звания «Народный артист СССР».
Первой из наших певиц народной артистке России и
Армении Заре Долухановой была присуждена
Ленинская премия, а много раньше – Сталинская.
Все это были знаки общественного внимания к
искусству великой певицы, чья исключительность и
несравненное чувство красоты изначально стали
вкладом в отечественную культуру и проявлением
ее безусловной мировой высоты.
С кем сравнить ее? Разве что с Марией Каллас! Но и
этого сопоставления недостаточно. Она –
Долуханова!
...Когда слушаешь ее, возникает редчайшее
ощущение, будто слышишь и видишь перед собой не
только артистку, исполняющую кем-то написанное
сочинение, – представляешь образ самого автора
и, кроме того, еще и образ произведения, который
соединяет в нашем сознании композитора и
исполнителя. Это триединство (исполнитель –
композитор – произведение), к тому же
триединство внутреннее, выходящее за рамки
простого акта исполнения, напоминает нам о том,
что искусство оживает внутри нас только при том
условии, что, восприняв его от великого художника
через большого артиста, мы сами соединимся с этим
искусством и сроднимся с ним.
Искусство Долухановой несет в себе, привносит и в
нашу жизнь ощущение единства всего
происходящего в искусстве и жизни человека,
единства далеко отстоящих друг от друга во
времени эпох – единства, озаряющего различные
факты и явления искусства взглядом яркой, живой,
оригинальной артистической личности.
Долуханова обладает уникальным, но и самым
драгоценным в искусстве даром – открывать
скрытую в произведении атмосферу, проявлять ее и
создавать свою особую атмосферу, которая
включила бы в себя вместе с музыкой еще и зал,
присутствующих в зале людей, подсоединила бы к
токам авторского чувства эмоции и чувства этих
других людей.
Певица является перед публикой всегда изысканно
красивой, всегда внутренне погруженной в то
творческое состояние, из которого предстоит ей
говорить со слушателями. В том, как поет
Долуханова, как общается она с залом, как стоит у
рояля, кланяется, как уходит с эстрады, – во всем
узнается естественный человек, гармоничный и
совершенный художник. Но ощущение
своеобразнейшего театра Зары Долухановой –
особенного, камерного вокального театра
выдающейся артистки – приходит к нам не только
на концертах певицы. Слушая записи Долухановой,
мы тоже присутствуем в ее театре – столь
выразительно ее пение, столь оно драматически
оправдано, психологически мотивировано. Записи
Долухановой полноценно характеризуют
направленность и глубину ее творческих
устремлений, силу художественных прозрений.
Трудно даже назвать всех композиторов, чьи
произведения в разные годы исполняла Зара
Александровна. Программы ее концертов, как и
программы пластинок, всегда изысканны и точны.
Она обладает удивительной способностью
почувствовать и проявить своим исполнением
индивидуально-прекрасное в каждом произведении,
в каждом из композиторов, к которым обращается. И
это чувство индивидуально-прекрасного позволяет
Долухановой соединить в одной программе высокую
классику и музыку композиторов, чьи сочинения,
может быть, и не заняли в истории музыки места в
ряду шедевров мирового значения, но от этого не
потеряли своей прелести, неповторимости,
притягательной силы для слушателей.
...Татьяна Моногарова в сопровождении
симфонического оркестра Музыкального центра
телевидения и радиовещания (дирижер Сергей
Политиков) представила публике и самой Заре
Долухановой программу из сочинений французских
композиторов – Бизе, Гуно, Франка, Тома, Форе,
Массне (арии из опер и романсы в переложении для
оркестра).
Даровитая артистка, уже получившая признание как
оперная певица на сцене Московского
музыкального театра им. К.С.Станиславского и
Вл.И.Немировича-Данченко (вспомним прежде всего
ее Татьяну в «Евгении Онегине»), в своем
«Приношении» Заре Долухановой открылась как
певица концертная, потенциально камерная. Думаю,
и здесь ее ждет признание: трепетность, с какой
певица ощущает избранные ею сочинения,
подкупает. Ее стремление обратиться к
Долухановой как к путеводной звезде, абсолютному
художественному и этическому авторитету в
вокальном искусстве и художественной жизни –
вызывает уважение.
Между тем Зара Александровна с исключительным
вниманием слушала молодую певицу (не из числа
своих учеников) и была добра к ней. И признательна
людям за проявленное к ней внимание. Удивлялась
цветам, аплодисментам, обращенным к ней. Будто и
не она – Зара Долуханова, ставшая событием в
искусстве ХХ, а теперь и XXI века.
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|