ОБРАЗ
Праздничная трагедия по имени
Параджанов
О художнике,
который сквозь шум песочных часов слышал то, что
эти часы всего лишь измеряют
Знаете ли вы, каков праздничный человек?
Если вы думаете, что он приходит к обреченному с
тортом и улыбкой и делает вид, будто не замечает
его страха, ничего не ведает о его болезни и
беспечно болтает о грядущем отпуске, значит, ваше
представление неточно и, уж во всяком случае,
неполно. Будничный человек бывает добрее, тоньше
и отзывчивее. И очень любит праздники.
Праздничный человек во всем может уступать
будничному. Кроме одного – он делает праздник из
всего, из самого неподходящего материала, из
отсутствия материала. Потому что он сам –
праздник.
Один тбилисский денди, потерявший ногу из-за
глупого мальчишества – прыгнул в набравший
скорость трамвай, – рассказал мне, как спас его
от отчаяния, как помог ему сохранить дух и шик
дендизма отец Параджанова. «Я боялся его доброты
больше, чем жалости матери и невесты. Но вместо
соболезнования получил от него палку черного
дерева, всю в богатой резьбе и инкрустации, со
словами: “Наконец эту красоту увидит весь
Тбилиси!”»
О Сергее Параджанове любят говорить как о чудаке
и хулигане, потому что чудачествами он
прорывался в мир, обычные отношения с которым у
него были параллельны. Но на моей памяти он был
прост и сердечен, пока не появлялся кто-то чужой,
от которого следовало немедленно и прочно
скрыться. И тогда вспархивали, как в танце
двенадцати покрывал, руки, сыпались шуточки,
оскорбления, комплименты, сувениры. Блеск, шок,
шум. Одиночество и усталость. Никто не мог бы
обвинить его в грехах ранее и более, чем он сам. И,
может быть, проявлением несомненной
религиозности Параджанова было то, что он искал
заступничества у святого Георгия, не смея
поднять глаза выше.
Простодушие и слава чудака давали ему
преимущества, которых не могло быть у его более
удачливых и осторожных коллег. Он мог заявлять,
как Сирано де Бержерак: «И рад сказать я:
“Сегодня я нажил себе еще врага”». Он
коллекционировал недоброжелателей и
клеветников, прикармливал врагов и почти
гордился их всевластием. Наверное, так было легче
оттачивать оружие своего искусства, его он
противопоставлял безобразию и несвободе.
Параджановское художественное трудолюбие,
неусыпное существование в искусстве проявлялись
не только в куклах, их он ухитрялся делать даже в
тюрьме, но в том прежде всего, как без устали
дрессировал он дикий, жестокий и ленивый мир
вокруг себя. Письма, рисунки, наброски к фильмам,
сценарии. И бесконечные разговоры о кино, об
искусстве, о мастерстве, его он ценил в человеке,
как булгаковская Маргарита.
Сразу после смерти вышла книга с его сценариями
на французском языке. Его письма стали
публиковать еще при жизни – то в «Литературной
газете», то в киножурналах. О нем начали писать
много, когда это перестало быть опасным. Старый
друг Василий Катанян издал его коллажи, рисунки,
письма в формате альбома, предварив их своими
воспоминаниями.
Наконец, издательство «Азбука» (Санкт-Петербург)
представило на последней книжной ярмарке в
Москве изящный толстенький томик наследия
Сергея Параджанова.
Он был сыном антикваров, и вещи были для него
источником волнений и радости, бальзамом, каким
бывает игрушка для обиженного ребенка. Они
становились поводом для спектакля,
драматургической пружиной. Игра бриллиантов
завораживала его, он часами изучал их блеск. А
потом глаза Софико Чиаурели в его фильмах “Цвет
граната” и “Легенда о Сурамской крепости”
сверкали, как драгоценные камни. Вспоминаешь
таинственную картину из тбилисских басен о
Параджановых: когда к матери приходили покупать
бриллианты, она выносила их на бархате, держа
зажженную свечу. И прозаическое объяснение:
чтобы не украли, погасив свет. Но, думаю, ею
двигала та же страсть играть со светом и его
отсутствием, которая привела ее гениального сына
в кинематограф.
Перемена в образе жизни, названная перестройкой,
по-разному сказалась на творчестве советских
кинематографистов. Одни кинулись экранизировать
запрещенных прежде авторов, другие, сорвав чадру
и растоптав евнухов, пустились во все тяжкие,
третьи стали методично и уныло отражать свою
жизнь во всей ее неприглядности и скуке.
Лишь очень немногие выдержали испытание
свободой. Сергей Параджанов, хулиган и гений,
приветствовал перестройку, сняв на киностудии
«Грузия-фильм» турецкую сказку “Ашик-Кериб”,
услышанную русским поэтом Михаилом Лермонтовым
от уличного певца в Тбилиси. Варварская красота и
ошеломительная свобода этого фильма – вот и все,
что противопоставил Параджанов ленинской
простоте, сталинской мудрости, хрущевской
справедливости и брежневскому дружелюбию. Он
обошелся без обвинений и разоблачений, без гнева,
упреков и сведения счетов.
Не этого ли боялись чиновники от кино, запрещая
его фильмы к прокату, сценарии – к запуску в
производство, а ему самому – дышать. Во всяком
случае, в процессе извлечения с полок стало ясно,
что запрещали они красоту и свободу, боролись с
обыкновенными человеческими чувствами, с
традициями, которые учитывали Десять заповедей.
И врали, подменяя понятия.
Не потому ли в постсоветском кино
восторжествовало то, под видом чего запрещалась
красота и свобода: порнография и контрреволюция,
наравне с икрой и саунами составлявшие воровскую
роскошь партийных «малин». Так что сегодняшняя
уродливая «чернуха» в российском кино – не
зеркало, а скорее ностальгия по тоталитарному
обществу.
Определенно и однозначно художниками остались
лишь те, кто не перестал слушать Время, кому шум
сыплющегося в часах песка не мешает расслышать
то, что эти часы всего лишь измеряют. В
неосуществленных фильмах Сергея Параджанова,
сохранившихся в записанных, как стихи –
ритмично, сценариях, в графике его писем,
напоминающей титры в немом кино, слышен не только
умолкший гений кинематографа. Слышно время –
словно он ухватил его за край, как хватается за
сбрую коня святого Георгия его Пиросмани в
финале «Арабесок» на тему Пиросмани.
Эскизы Сергея ПАРАДЖАНОВА к фильму
“Саят-Нова”
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|