Нормальны ли образованные люди?
Вполне возможно, что исключительные
способности
к оперированию информацией –
побочное следствие генетических нарушений
Принято считать, что образованный
человек – это человек идеальный во всех
отношениях. Если ребенок с ранних лет проводит
все свое время за книгами, компьютером,
музыкальными инструментами, если интерес к учебе
превращает его, как говорят сверстники, в
“ботаника”, это вызывает лишь восторг у
родителей: “Мой сын (моя дочь) постоянно чему-то
учится”. Но ведь эта всепоглощающая страсть к
учебе в определенном смысле крайность и, как
любая крайность, доступна, может быть, немногим.
Некоторое время назад моя знакомая, молодой
биолог, все свое время посвятившая науке,
услышала в свой адрес уничижительную реплику:
“Юля! Вам нравится учиться. Вы, пожалуй,
выродок!”
В самом деле, в исключительной образованности
есть что-то болезненно отделяющее человека от
остальных людей. В последнее время внимание
ученых привлек так называемый синдром Аспергера,
или синдром ученых. Люди, страдающие им, имеют
ярко выраженные способности к изучению
иностранных языков, они легко запоминают факты,
цитаты, даты, виртуозно жонглируют цифрами, но в
то же время выказывают вопиющую неспособность к
контактам с другими людьми. Они замкнуты,
одиноки; внешне их жизнь кажется совершенно
лишенной эмоций.
В среднем почти каждый пятитысячный ребенок
страдает синдромом Аспергера. Мальчиков он
поражает в восемь раз чаще, чем девочек. Эти дети
заметно выделяются с самых ранних лет. Они
начинают связно говорить еще до трех лет, причем
часто бывают до смешного рассудительны в своей
болтовне. Однако знания, быстро усваиваемые ими,
редко используются для общения с другими детьми:
они слушают, смотрят, запоминают, но не любят с
кем-либо говорить.
Еще в 1944 году австрийский врач Ханс Аспергер
описал это своеобразное нарушение психического
развития, но лишь недавно в США началось
тщательное обследование почти тысячи человек,
предположительно страдающих им. Нейрологи Фред
Фолькмар и Ами Клайн собрали людей со всех
уголков страны, чтобы исследовать их способность
к общению, их привязанности, историю их семьи,
наследственность, активность головного мозга.
Долгое невнимание к этому синдрому понятно. Дело
в том, что пациентов, страдающих им, никак нельзя
назвать неудачниками. У большинства достает ума
и способностей найти удобную нишу в обществе, в
которой они блестяще проявляют свои таланты и
избегают постоянного общения с другими людьми
(этот синдром нельзя путать с аутизмом – недугом,
который зачастую мешает человеку найти хоть
какое-то место в жизни).
Синдром Аспергера передается обычно по
наследству. Можно предположить, что в нашей
стране число людей, страдающих им, заметно выше
среднего, ведь этому способствовала
“принудительная селекция” первой половины
века, когда люди энергичные, социально активные
“страдали за идею” и гибли, а герои нашего
рассказа, с искренней иронией относясь к самому
понятию “коллектив”, равнодушно, без всякого
публичного протеста принимали любую
навязываемую им форму общежития. В их поведении
не было ни малейшей трусости или покорности, в
нем сквозило лишь абсолютное равнодушие к
каким-либо “социальным ценностям”, да и к
социуму вообще. С таким же успехом их можно было
попросить называть понедельник четвергом, а
четверг понедельником. По-настоящему их
интересовал лишь их крохотный мирок, пребывавший
в пределах их мозга, – мирок, в который, как в
бездну, проваливались обширные пласты знаний по
астрономии, археологии, биологии, математике,
филологии. Подобным людям легче уцелеть в пору
“великих переломов”. Естественно, в ближайших
поколениях их процент растет. Общество
наполняется людьми холодными, апатичными,
равнодушными, умеющими скорее трудиться, чем
жить.
По мнению ряда экспертов, синдромом Аспергера в
той или иной мере страдали практически все те
ученые и писатели, которых мы называем духовными
учителями ХХ века. В памяти сразу же всплывают
“узник библиотек” Борхес и Пруст, замкнувшийся
от мира за стенами комнаты-крепости, Витгенштейн,
произносивший перед своими студентами
пространные философские монологи, не обращая ни
малейшего внимания на аудиторию, и Джойс,
заведомо ожидавший от окружающих
предательства… Список можно продолжать.
Равнодушные к обычным житейским радостям, все
они интересовались лишь своей работой, своим
талантом и еще немного – человечеством. Это
“врожденные ницшеанцы”. С абсолютной
естественностью они оказываются в стороне от
людей, вне людей, сверх людей – где угодно, только
не со всеми вместе. Неудивительно, что о них часто
говорят, что они не от мира сего.
Исследования коры мозга, проведенные с помощью
ядерно-спинового томографа, показали, что
пациенты, страдающие синдромом Аспергера,
воспринимают чужие лица как неживой объект.
“Когда они смотрят в лицо другому человеку, то
возбуждается совсем не тот участок большого
мозга, что отвечает за восприятие человеческого
лица у всех остальных людей, а соседний участок:
обычно он распознает неживые объекты. Социальная
апатия, характерная для этих людей, обусловлена
манерой их мозга обрабатывать поступающую
информацию”, – отмечает Фолькмар. Жизнь других
людей мало затрагивает их. Они подсознательно
относятся к ним, как к камням, деревьям или хотя
бы “многоуважаемым шкапам”.
Лекарства против этой болезни нет. Медики могут
подавлять таблетками лишь сопутствующие ей
проявления: депрессию, шизофрению, повышенную
агрессивность. Определенно помогает лишь раннее
целенаправленное воспитание у ребенка навыков
общения с другими людьми.
Итак, каждый человек может быть в меру
образованным, но исключительная образованность
доступна лишь людям, в какой-то мере больным,
готовым ради абстрактного знания презреть все
банальные наслаждения, позволительные другим?
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|