ЗАМЫСЕЛ И ПРЕДЧУВСТВИЕ
Танец во тьме
Одни стрекозы беспокоятся: как им быть,
если попадется муравей. Для муравьев снимают
кино и мультфильмы, пред ними поют и танцуют,
призывая к душевным движениям… Но муравьи все не
плачут и не замечают, что это
из-за них искусство в очередной раз устроило
мятеж.
Перевод названия последнего фильма
Ларса фон Триера «Dancer in the dark» как «Танцующая в
темноте» совсем неточен. Не в темноте она
танцевала! Не в комнате с выключенным светом. Но
во тьме. Не темнота – планета слепца, а тьма. И
зрячие люди не в темноте блуждают, ведь супротив
этой напасти они давно изобрели карманные
фонарики, а во тьме. Именно тьму не может побороть
солнце, когда светит злым и злым (так происходит,
если добрые лишены зрения и не видят белого
света). Этот фильм устрашает и натуральностью
жизненных коллизий, и их глубинной
метафоричностью.
Слепота Сельмы, центрального персонажа, реальна
– это болезнь, вокруг которой завязывается
сюжет. И метафорична – как причина тьмы, в
которой она оказалась. Танец Сельмы реален как
способ проведения нескольких свободных часов
после работы. И этот же танец – метафора,
предложенная тем, перед кем она танцует, – злым и
злым. Танец – способ движения, несвойственный
человеку. Эта несвойственность объединяет танец
с полетом. И то и другое у людей издревле
ассоциируется с иной, лучшей, счастливой долей.
Чайка по имени Джонотан Ливингстон Ричарда Баха
– летала. И как модификация чайки на российской
почве, Стрекоза (из басни) – танцевала. Сельму в
отличие от Стрекозы и Стрекозу, будь она Сельмой,
Муравей сперва одобрил бы – работящая, танцует и
поет после смены-двух на заводе. А потом Муравей
рассердился бы на нее: да как она смела указать в
анкете неправильное имя отца, порешить
полицейского, да еще петь после этого –
приговорил бы к смерти и казнил. Наш басенный
Муравей повел себя, как американские, а они
повели себя так, как будто учились по басням
Крылова. А мораль сей басни такова: все муравьи
одинаковы. Все муравьи предпочитают мюзиклу
другие жанры. Им невдомек, что «все должно хорошо
заканчиваться» (так слепая Сельма говорила о
мюзикле). Сельма и Стрекоза остались в
меньшинстве и были уничтожены.
Сельма пела им о любви и даже танцевала о любви.
Танец-метафора, танец «о», танец – как попытка
объяснить. Ее объятия со злыми и злыми в
мюзикл-сценах выпукло, надрывно,
гипертрофированно, даже карикатурно
иллюстрируют наивное представление о
классическом Рае, где палач должен обняться с
жертвой, волк с ягненком, стрекоза с муравьем. Как
спектакль, она представляла Рай злым и злым, как
лужайку, расстилала его перед ними. Как будто
предлагая взаимный зачет преступлений (и
кажущихся, и настоящих)... Но они идеи ее спектакля
не поняли, а ее убили. Строго по закону. Так
сошлись обстоятельства, так легла карта – редкий
расклад, но формально возможный: слепая
виртуозно танцует, американская демократия
убивает безвинную, а «Оно»
Зигмунда-Фрейда-Стивена-Кинга потрошит
Винни-Пуха... Как и в любом сочиненном,
выстроенном искусственно или искусно
произведении, натяжки сюжета необходимы, чтобы
прочувствовать сверхреальность истории, ее
документальный ужас.
Мне было отчаянно страшно смотреть. Едва осознав,
к чему клонит режиссер, я вырубила видео. Потом
скрепя сердце несколько дней набирала воздух,
чтобы досмотреть. Мне казалось, что нет зверя
страшнее муравья. И режиссера более жестокого,
чем Ларс фон Триер. Я, как и многие из
досмотревших и не сумевших досмотреть,
задавалась вопросом: для чего он нас мучает? Ведь
я и так понимаю, что добро лучше зла... А дело в том,
что Ларс фон Триер в этом фильме разрешил – для
себя и, возможно, кого-то еще из досмотревших –
очень непростую извечную дилемму – «милосердие
или справедливость?». А это по крайней мере повод
для фильма и событие именно для понимающих.
Потому что для палачей и дилеммы такой не
существует.
Сельма в камере смертника отказывается от
справедливости по отношению к самой себе (от
адвоката), потому что деньги нужны ее сыну. Она
выбирает милосердие. “Слушай, что говорит твое
сердце” – поет Бьорк. Муравей из басни выбрал
«справедливость». Судья стрекозы отличался от
судей Сельмы только тем, что ситуация, которую он
разрешал, была как будто проще, судебная ошибка
менее вероятна… А на самом деле муравей не
выбрал «справедливость», потому что он не
выбирал. Спросите какого-нибудь палача, как он
разрешит извечную дилемму, – он даже не поймет, о
чем вы беспокоитесь. Одни стрекозы беспокоятся:
как им быть, если попадется муравей!.. А пока
заботятся о воспитании муравьев, снимают для них
кино и мультфильмы, поют пред ними и танцуют,
призывают к милосердию или справедливости, к
душевным движениям… Но ни один из муравьев не
заплачет, посмотрев «Танцующую во тьме», им и
невдомек, что это их затребывают... По-прежнему
сомнительно воспитательное значение искусства.
Труд «передвижников» и «деревенщиков» – тот же
труд «трудолюбивой пчелки», сочинившей
стихотворение про «трудолюбивую пчелку»,
которое Алиса (Кэрролла) проходила в школе, а в
Стране Чудес напрочь забыла. Все дети смотрели
«добрые» мультфильмы, настолько добрые, что даже
не верится: неужели некоторые взрослые
действительно видели когда-то Винни-Пуха? Фильм
“Танцующая во тьме” совершенно бесполезен –
для муравьев. Тьма не рассеется. Солнце светит
злым и злым и после премирования фильма в Каннах
не стало светить иначе.
Фильм снят для понимающих. Альбер Камю, как
философ-экзистенциалист, полагал, что
единственный способ преодоления одиночества и
подлинной коммуникации между людьми –
объединение в мятеже против абсурдности мира.
Экстаз отрицания – последнее утешение
обреченных несправедливости самого солнца. Так
же как кому-то безумно трудно было смотреть и
досмотреть этот фильм и незаслуженной
повинностью представлялась обязанность
смотреть, так другим необходимо было видеть и
пережить «Танцующую во тьме». Необходимо, как
общение с себе подобными, встреча с братьями в
Камю. Фильм Ларса фон Триера – очередной мятеж. А
для ценителей такого кино, осторожно помеченного
словами «не для всех» в уголке кассеты,
существует только одна отрада – учинить еще один
мятеж, на этот раз с фон Триером во главе. Это все
та же публика, что была замечена в мятежах с
Тарковским, Абуладзе, Параджановым, Сакуровым,
Муратовой, даже с Феллини и мультипликатором
Яном Шванкмайером, делающим анимационные фильмы
не про Винни-Пуха...
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|