Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №70/2001

Вторая тетрадь. Школьное дело

ЗНАК ПОВОРОТА

Елена ИВАНИЦКАЯ

За свободу еще придется побороться

Боевая задача интеллигентного человека в критических ситуациях – разведка, то есть поиск решения по всем направлениям

Оправдались ли наши недавние надежды на то, что Россия действительно станет свободной? Сумели ли мы достойно воспользоваться свободой? Искренние размышления над этими вопросами прозаика Андрея Дмитриева в журнале “Знамя” (№ 8) не могут не привлечь сочувственного внимания. “К августу 91-го мы в подавляющем большинстве были Кампанеллами, Морами от демократии. Мы совершенно точно знали, как должна выглядеть демократическая Утопия и как ее можно быстро возвести на опостылевших руинах. Когда мы совершенно справедливо говорили, что миром движут общие законы и у свободного человечества общий путь, мы совершенно упускали из виду смысл слова “путь”, полагая таковым не то, что пройдено, но некую дорогу впереди, по которой весело шагать бок о бок по просторам. То есть мы не оглядывались на то, сколько и каково пришлось испытать свободному человечеству на этом пути, прежде чем мы решили стать его попутчиками. Именно благодаря утопическим представлениям о живой жизни и соответственным ожиданиям, во многом неизбежный, далеко не идеальный, но при всем драматизме не самый худший из возможных ход вещей поверг многих из нас в шок, вогнал либо в истерику, либо в апатию. Демократия грядет и шествует путем своим железным. Расписанным уже не обществом, увы, но государством, в итоге двадцатого века не меньше общества заинтересованным в демократии. А за свободу при демократии еще придется побороться. В этой борьбе и государство может стать союзником, если ему помогут понять, что единственный неисчерпаемый ресурс страны, а значит, и государства – свобода его граждан”.
Огромная ответственность при этом лежит прежде всего на образованном классе. Динамике его роли, специфике обязанностей и перспективах развития посвящена статья-обзор Б.М.Фирсова “Интеллигенция и интеллектуалы в конце ХХ века” (“Звезда” № 8). “Наша многострадальная страна является не только социальным пространством, где имеет место очередной и неизбежный для ее судьбы катаклизм, но и строительным полигоном современной истории, где живут и трудятся люди, чья ментальность позволяет стать над обстоятельствами и подчинить их себе.

...При осуществлении реформ в России никогда не ставился вопрос о Доброте, о чем много в свое время писал выдающийся русский социолог Питирим Сорокин, в то время как только Доброта к человеку и человечеству и может положить конец всем видам агрессии и умиротворить конфликты. ...Будучи более образованной, более динамичной, интеллигенция могла бы играть особую сдерживающую роль в моменты, когда общество оказывалось в критических ситуациях. Говоря иначе, не борьба одних против других, а разведка, поиск решений по разным направлениям, гуманные эксперименты должны стать программным видом деятельности интеллигенции, конвертирующейся в интеллектуалов. Возможно, что в этом случае удалось бы отказаться от революции как единственного способа решения проблем общества”.

Исследование выдающегося английского социолога Исайи Берлина “Александр Герцен” (“Новое литературное обозрение” № 49) заставляет читателя обратиться к самым корням драмы интеллигента и, вдумавшись в утверждения Герцена, вернуться мыслью к опасностям нашего утопического сознания. Опасностям, о которых страстно предостерегал Искандер: “Почему так ценится свобода? Потому что в ней самой заключена ее цель. Потому что она то, что есть. Принести ее в жертву чему бы то ни было – это все равно что совершить человеческое жертвоприношение. Это основной постулат Герцена, и из него он делает вывод, что одним из современных бедствий является увлечение абстракциями вместо реальных вещей. Для Герцена одним из тяжелейших грехов, который человек может совершить, было стремление переложить ответственность с себя на непредсказуемое будущее и во имя того, что может и не произойти, совершать такие преступления в настоящем, которые показались бы чудовищными, будь они осуществлены ради какой-то эгоистической цели, но, будучи освященными верой в некую отдаленную и недосягаемую утопию, уже не казались таковыми”.


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru