Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №70/2001

Вторая тетрадь. Школьное дело

ВИРТУАЛЬНАЯ ШКОЛА

Виртуальная школа еще только встает на нетвердые младенческие ножки, а мы уже спорим о самом главном – об образе жизни ее ученика и роли ее учителя. Мнений, оказывается, множество, но так или иначе они располагаются на двух противоположных полюсах. На одном – учитель, идущий вместе с ребенком в потоке живой жизни, которую можно потрогать руками, удивляющийся вместе с ним красоте земли и неба, приглашающий думать о смысле жизни. На другом – учитель, опытный проводник в мире информации, обучает ребенка в первую очередь искусству плавания в информационном море. Конечно, есть и полутона, и оттенки проблемы, разговор этот бесконечен. Сегодня в него вплетаются голоса Виталия Ремизова и Веры Николаевой. И мы надеемся продолжить его с вашей помощью.

Вера НИКОЛАЕВА,
учитель информатики и информационных технологий
Центра образования “Юниор”

Урок, у которого нет границ

Размышления о дистанционном образовании

У каждого хорошего учителя есть тетрадка, в которую он записывает, что и почему происходит с его учениками и с ним самим, анализирует пройденные уроки. Теперь, наверное, это уже и не тетрадки, а файлы в домашнем компьютере. Особенно если учитель преподает при помощи Интернета. Уже существует целая группа педагогов, называющих себя дистанционными учителями. Два года подряд Центр дистанционного образования “Эйдос”, Российская академия образования, Ассоциация РЕЛАРН проводят всероссийский конкурс в Интернете “Дистанционный учитель года”. Задания и открытые дистанционные уроки требуют от учителей-участников серьезной рефлексии своей практики, размышлений о возможностях и особенностях Интернет-образования. Предлагаем вашему вниманию несколько страничек из дневника дистанционного учителя из Москвы.

Я никак не предполагала, что на конкурсе будет так много заданий. Сначала было интересно выполнять самую простую работу по созданию собственной визитной карточки, общаться с коллегами по телеконференции. Постепенно пришло чувство уверенности в своих силах, даже чувство гордости от появившихся новых навыков. Пришлось научиться работать с большим объемом почтовой корреспонденции, по мере участия в телеконференции научилась дискутировать с коллегами, ставить вопросы. Очень трудно и очень интересно было написать в первый раз в жизни статью. Не методическую разработку урока, а именно статью. Рассказала другим педагогам о своих проблемах в области технологии при создании web-страниц. Например, раньше я никогда не создавала личных страниц, считая, что они никому не интересны, кроме самого автора и его знакомых. А оказалось, что это очень хороший способ представления в Сети своей работы.
Полной неожиданностью стало для меня создание образовательного ресурса по предмету “Мировая художественная культура”. Что удалось? Мои ученики научились применять поисковые системы для выполнения конкретных теоретических заданий, впервые они создали конкретный образовательный продукт в методе проектов (видеофайлы на основе видеофильма, снятого ими). Я закрепила собственные навыки работы с программой Adobe PhotoShop, научилась создавать кнопки навигации в программе Button Studio, научилась создавать форумы и гостевые книги.
Какие возможности Интернета мне кажутся наиболее эффективными в образовательном смысле? Использование форумов для решения проблем, возникших на занятии, переписка по электронной почте, общение через ICQ. Наиболее перспективными на сегодняшний день мне кажутся два типа занятий. Первый: дистанционное занятие «учитель – ученик». Скорее всего он будет и дальше использоваться в большинстве случаев. Второй тип целесообразно применять тогда, когда дистанционный учитель занимается сразу с группой учеников, ему помогает локальный координатор. Такие занятия может, например, вести учитель, владеющий какой-то уникальной методикой, или преподаватель-предметник, в принципе отсутствующий в этой конкретной школе. Мне кажется, что вполне имеют право на существование дистанционные занятия-лекции с последующим закреплением через тестовые задания. Это могут быть занятия с использованием ресурсов Сети (например, в случае предмета «Мировая художественная культура» – посещение виртуальных музеев и галерей). Интересными и эффективными кажутся мне занятия-конференции с использованием форума или чата для работы нескольких групп учеников и осуществления совместных проектов. Но важно, чтобы используемые средства телекоммуникаций не отвлекали ребят от основной работы на занятии, а помогали ей.
В чем границы применимости дистанционных занятий? Кажется, что при высоком уровне подготовки таких занятий границы их применимости могут быть раздвинуты довольно широко. Исключениями могут быть те случаи, где требуется непосредственное общение учителя с учеником: формирование навыков какой-либо практической деятельности, демонстрация опытов. Считаю обязательной в дистанционных образовательных ситуациях постоянную связь учителя и удаленного от него ученика – либо посредством электронной почты, либо в форуме, либо в чате. Можно успешно сочетать и все три способа связи, тогда эффективность занятий возрастет в несколько раз.

Информацию о конкурсе “Дистанционный учитель года”
можно посмотреть на сайте www.eidos.ru


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru