Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №70/2001

Третья тетрадь. Детный мир

ВИРТУАЛЬНАЯ ШКОЛА

Виталий РЕМИЗОВ,
директор Государственного
музея Л.Н.Толстого

Алгебра минус гармония

Если будем слишком доверять технике,
не потеряем ли мы самую суть образования?

Во все времена учитель являлся транслятором. Есть ученик, есть содержание образования, а между ними стоит транслятор.
Поэтому, размышляя о роли учителя, следует ответить прежде всего на вопрос: так ли важно, кто транслирует и что транслируется?

Шпенглер против Хайдеггера

Сегодня уже можно представить себе школу без учителя, где функция транслятора передана техническим средствам обучения. И, как мне представляется, с вопросом, что при этом транслируется, проблемы не возникнет. Вероятно, содержание образования может быть уложено в определенные пакеты, представленные в форме учебно-методических комплексов: печатной продукции и компьютерных технологий.
А вот вопрос, кто должен транслировать знания, не так прост.
В современном образовании идет борьба. Представители так называемого шпенглеровского направления утверждают, что перспектива за технократическим развитием, технический прогресс поможет справиться с глобальными мировыми проблемами.
Но если мы станем на другую позицию – хайдеггеровского понимания мира, на позицию глубинной, очеловеченной философии, то увидим, что уже сейчас сторонники этой точки зрения говорят: роль машины может быть велика, но она не должна подменять собой процесс общения между учителем и учеником.
В технических средствах обучения может быть заложен интеллект, но будет ли там живое чувство, которое необходимо человеку для того, чтобы он мог развиваться как существо, ярко, глубоко, по-особому воспринимающее мир?
Придя в мир, ребенок хочет любить и быть любимым. Это то, что мы называем даром природы, космического разума, Бога. И я хочу реализовать себя с этой точки зрения.
И Корчак, и Толстой не вычленяли себя из этого единого мира общения ученика и учителя, но они несли ребенку своим типом отношений, своей любовью пример старшего человека.
А если вокруг меня создается система ненависти или нейтралитета, безразличия к моим потребностям, в конце концов рано или поздно я рассыплюсь как человек.
Разум человека содержит в себе не только легко переводимые на машинный язык логические операции мышления. Разум – это глубинное постижение знания о мире и душе человека с точки зрения нравственности и целесообразности.
Настоящий учитель не навязывает никаких идеалов ученику. Учитель открывает для ребенка дорогу поиска идеалов. И он вместе с учеником совершает этот трудный путь постижения того, что есть в человеческом бытии.
Когда за год до смерти Толстой говорил с московскими учителями, он всему удивлялся, все приветствовал, а потом спросил: когда ребенок оживает в общении с вами? Когда начинается беседа о жизни. Снимите предметное знание и заговорите о том, что случилось сегодня утром.
Мне говорят: как вы можете предлагать в первом классе тему «Жизнь, смерть, бессмертие»? Ребенок не думает о смерти. Да ничего подобного! Придите к шестилеткам и спросите, какие вопросы их волнуют. Один из наиболее частых вопросов: почему люди так рано умирают? Смерть кошки, рыбки наблюдает ребенок, смерть цветочка, деревьев.
Поэтому как в общении с детьми, так и со студентами я иду от их личного опыта. Ум-то очень пытливый, и когда начинаешь говорить о смысле жизни с ребятами, глаза их загораются, а ведь полное неведение, незнание: что это? к чему? случайны ли мы на этой земле? что значит состояться в жизни как человек? Как только мы представим, что эти главные для образования вопросы дети станут обсуждать с компьютером, сразу ощущается абсурдность ситуации.
Давайте теперь станем с вами на позицию создания школы, где нет нравственного стержня. Нужна ли будет такая школа по большому счету?

Чем хороша массовая школа

Казалось бы, можно сказать: ученик сам делает выбор и тем самым являет свою неповторимость, индивидуальность, выбирая программы обучения. И так он сам себя развивает, сидя за компьютером.
Но мы забываем о том, что развитие любого ученика – это целостный социальный опыт человеческого общения, прежде всего общения со своими сверстниками.
Если мы сейчас придаем доминирующее значение машине, которая будет транслятором знаний, не получится ли так, что знание, полученное от машины, будет определяющим по отношению к живому знанию семьи и социальной группы, в которой живет ребенок?
Да, машина дает объективный срез знаний, дает человеку право выбора, но подспудно она закладывает ощущение, что в принципе все относительно. Если можно манипулировать любыми объектами на компьютере – можно манипулировать и человеческими отношениями.
Технические средства могут развить проблемность мышления, приучить к постоянному поиску знания, диалогу с машиной, но, уводя от культуры чувства, не воспитают ли они робота, который завтра так же механически, с точки зрения своей придуманной целесообразности, нажмет кнопку и уничтожит все человечество?
Чем хороша массовая школа? В одном классе есть дети разных способностей, разных устремлений, разных потребностей. И вот здесь совершается этот целостный социальный опыт.
Говорят, что машина не мертвая, она дает реакцию. Но это реакция на конкретные запрограммированные действия.
А когда вы общаетесь с человеком, возникает масса всевозможных реакций на живое проявление вашей души, вашего состояния здесь и сейчас. Что такое интонационный строй речи? Чем он богаче, тем вероятнее возможность глубинного разностороннего общения.
Есть предположение, что дефицит общения можно компенсировать за счет регулярных сборов, встреч... Это наивный взгляд. Человек живет сиюминутно. Искусство культуры общения – это ежеминутный процесс. Само общение имеет колоссальный спектр разных форм. Искусством общения невозможно овладеть на сборах, выездах. А если не будет нормального общения, люди будут рано умирать.

Запах отогретой весенним солнцем земли

Я глубоко убежден, что в опыте ребенка есть все, но чтобы это богатство раскрылось, мне как учителю надо создавать определенные ситуации.
Ведь сейчас мы настолько удалены от живого мира, что не можем вяза отличить от липы. Я, например, спрашиваю у детей 5–6 класса: кто из вас видел, как начинается рассвет? Конечно, все это можно описать на экране компьютера: как солнышко поднимается, пахнет весной... Но компьютер не даст мне запаха отогретой после зимы земли. А ведь это не просто запах, это ощущение холода, предутреннего ветерка, это звуки, которые будут рождаться в рассветный час. Когда все это проживается в целостном опыте – приходит совсем другое знание. Поэтому я хочу, чтобы ребенок присел вместе со мной на корточки, измазал в земле ручки, увидел, как это все начинает оживать.
Школа – это не просто способ получения знания, это способ проживания себя, обретения колоссального социального опыта, определение своего места в этом огромном мире.
Вспомните Моцарта и Сальери.
Это вечная проблема целостной личности, непосредственно воспринимающей все многообразие жизни. И есть Сальери, которые говорят с музыкой на другом языке, стремятся расчленить искусство, перевести его на язык алгебры и тем самым погубить ее душу. Сторонники технократизма предлагают нам путь Сальери: поверять гармонию только алгеброй. Но тогда мы потеряем Моцартов.

Взгляд за горизонт

Мне кажется, все эти споры возникают потому, что часто к нашим детям приходят не такие учителя, каких нам хотелось бы видеть. Наша система педагогического образования глубоко порочна. Она (что бы ни говорилось, что мы за любовь, за творчество...) зиждется на жестких установках. Присутствуя на выпускных экзаменах по педагогике, я вижу, как студент, уже без пяти минут учитель, мучительно выдает то, что от него ждут экзаменаторы. Вот это заученное, схоластическое, мертвое знание.
Поэтому мы как белка в колесе движемся по замкнутому кругу. Получается, что сейчас учитель мало отличается от машины. Не зная тончайших путей к сердцу и интеллекту ребенка, учитель попадает в ситуацию разгневанного человека.
Учитель нередко выходит на уровень стрессового общения с ребенком, предъявляя жесткие, диктаторские требования.
У меня трое детей, и все они испытали гнев учителя за то, что они чего-то не поняли.
А машина в этой ситуации эмоционально нейтральна. Если в ней заложены щадящие программы, она улыбается, шутит с ребенком, подсказывает, показывает смешные картинки. Это снимает стрессы, помогает преодолеть порог непонимания.
Естественно, в такой ситуации я лучше посажу ребенка за компьютер. Как родитель я должен буду компенсировать недостающий социальный опыт. Но сейчас я постоянно встречаюсь с родителями, которые совершенно несведущи в том, как им развивать детскую душу, как им общаться с собственным ребенком.
Поэтому если говорить о педагогике с позиции той школы, которую бы хотелось иметь, то я бы сказал, что надо коренным образом менять подготовку учителя. Надо четко определить, в чем отличие учителя от любого другого транслятора. Надо выявить эту специфику и сделать ее предметом образования учителя. И воссоздать образовательную среду для подготовки учителя нового типа. Тогда, я думаю, не страшны будут все современные технологии обучения, потому что рядом с ребенком будет стоять живое существо, способное к мудрому общению, способное дать ему радость сопереживания.


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru