ЕДИНЫЙ ЭКЗАМЕН
Сергей БОГДАНОВ,
заместитель директора средней школы № 15
станица Владимирская
Лабинского района
Краснодарского края
Трудный путь к объективной оценке
Выпускнику нужен не только
единый государственный экзамен,
но и независимый эксперт
Итог работы школы обычно подводят на
выпускном балу. Здесь красивые слова об успехах
выпускников, об их особенностях и талантах. Здесь
вручение аттестатов и напутственные выступления
родителей, учителей. Выпускной бал – это
праздник окончания школы. Спустя несколько дней
для выпускников начинается необычное время –
время преодоления нестандартных для них
трудностей.
Общество оценивает работу школы не только по
отметкам в аттестатах. Как выпускники после
окончания адаптируются в окружающих их
социальных условиях – не менее значимый
критерий. Сколько из них продолжили учебу в вузах
и ссузах? Сколько выпускников школы решили
получить рабочую специальность в
профтехучилищах или на курсах начальной
профессиональной подготовки? Кто после
окончания школы начал работать, а кто еще не
определился? Это социально значимые критерии
работы системы образования. Исследования
социальных интересов и успехов старшеклассников
нашей станицы показывают, что в начале учебного
года три четверти десятиклассников мечтают
после окончания школы продолжить учебу в высших
учебных заведениях, одна четвертая часть
предполагают учиться в средних специальных
учебных заведениях и профтехучилищах. К
окончанию школы цели у ребят сильно меняются. В
вузы хотят поступить уже только треть
выпускников. В ссузы и профтехучилища – также
треть. Остальные предполагают работать или же
еще не приняли решения.
А вот результаты сентября.
Продолжили учебу в вузах 12% выпускников, в ссузах
– 32%, в ПТУ – 22%. Поступили на работу 15%. (Школа
ведет начальную профессиональную подготовку по
нескольким рабочим специальностям.) Служба в
армии, замужество, неопределенность в жизни –
удел 19%.
Примерно у 40% наших выпускников мечты, загаданные
на выпускных балах, не сбываются. Получается, что
у них завышенная самооценка? Попытаемся
разобраться.
В основном не сбываются мечты у тех, кто пожелал
продолжить учебу в вузах и ссузах, т.е. в учебных
заведениях, где прием по конкурсу. Возникает
вопрос: нужны ли нашему обществу эти конкурсные
приемы в таких формах, когда на их преодоление
работают школьные учителя, репетиторы,
преподаватели подготовительных курсов,
специалисты Центра федерального тестирования,
члены приемных комиссий? Не много ли для нашего
общества институтов, которые борются за
прочность и объективность оценки знаний
выпускников? За тридцатилетний срок работы
учителем математики у меня сформировалось
мнение, что мы, работники системы образования,
специально придумываем испытания, трудности для
детей, школьников, студентов.
Какие параметры или качества школьника
оценивает учитель? Те, которые оцениваются в
семье, в среде сверстников, или какие-то иные?
Ответ прост: знания учебных предметов. В
аттестатах выставляются отметки по математике,
географии и т.д. И таких отметок полтора десятка.
Но разве уровень подготовленности выпускника
школы к самостоятельной учебной или трудовой
деятельности измеряется только уровнем знаний
полутора десятков отдельных школьных дисциплин?
Знания школьных дисциплин – это всего лишь один
из педагогических параметров. А существуют и
иные, более значимые для общества и окружающих
человека параметры: социальные, финансовые,
национальные и даже географические. Каждый
параметр при оценивании может быть принят за
критерий.
В реальной действительности все чаще в качестве
эксперта участвуют измерительная техника,
измерительные приборы, а если нет измерительных
приборов того или иного качества,
измерителем-экспертом выступает человек, оценка
которого, бесспорно, субъективна. Выпускника
школы оценивают учитель-предметник, члены
экзаменационных комиссий, репетиторы или
преподаватели подготовительных курсов, иногда и
преподаватели вуза, в который поступает
выпускник, экзаменаторы на вступительных
испытаниях. И оценки знаний выпускника,
несомненно, будут различными. Почему? Потому что
за критерии оценки каждый эксперт принимает свои
параметры, иногда не совпадающие с теми, что
выбрали для себя другие эксперты.
Говорят, что экспертом не может быть
заинтересованное лицо, для которого значимы
результаты экспертизы. Но в реальной жизни такое
случается редко. Иногда перед «авторитетными
экспертами» ставятся задачи, где результаты
экспертизы заведомо известны. Поэтому
субъективный выбор критериев диапазона шкалы
измерений, формы экспертизы часто остается
непонятным для испытуемых, что, бесспорно, влияет
на объективность оценки...
Задача учителей и сегодня, и много лет назад
остается прежней – выпустить всех
одиннадцатиклассников из стен школы. Да и само
название экзаменов, выпускные, уже раскрывает их
сущность. Нынче выпускные экзамены называют
аттестацией, но в принципе ничего не изменилось.
Не изменились цели, не изменилось содержание
оцениваемого учебного материала, лишь частично
изменились формы: это собеседование,
тестирование, защита творческой работы. Вот уже
тридцать лет ни я, ни мои коллеги на выпускных
экзаменах не выставили ни одной двойки. Перед
нами поставлена задача – «выпустить». Двойка на
выпускном экзамене за курс средней школы – это
чрезвычайное происшествие. Так же выпускают
студентов из вузов и средних специальных учебных
заведений. А вот задача членов комиссий на
вступительных экзаменах иная – «впустить» в
стены высшего учебного заведения выпускников
школ, но не всех, а избранных – опять же по
отдельным показателям. Для одних это наличие
прочных знаний по общеобразовательным
дисциплинам, для других – наличие целевого
направления, для третьих – самофинансирование
обучения, для четвертых... сами знаете. Нередко
случается, что на вступительных испытаниях
получают двойки школьные хорошисты и отличники.
И эти двойки могут выставить те же школьные
учителя, которые уже выступают в другой роли – в
роли членов приемных комиссий, и перед ними
поставлена другая задача – «не впускать». К
примеру, школьная математика изучается по
образцам, решаются стандартные математические
задачи, которые предлагают школьникам авторы
учебников математики. Значит, именно задачи из
учебника должны стать критериями, по которым
оцениваются знания учащихся – выпускников школ
и абитуриентов. Приходится разочаровываться:
такое не всегда бывает. Если в 1999/2000 учебном году
на выпускном экзамене одиннадцатиклассникам
были предложены стандартные задания из учебника,
входящие в раздел для обязательного усвоения
всеми учащимися, то в прошедшем учебном году
выпускники решали задания, относящиеся к разделу
сложных, а некоторые даже не имеют аналогов в
школьных учебниках. Вывод: необходимо проверять
и оценивать то, чему учили.
При сегодняшней ситуации и школьные учителя, и
преподаватели высших учебных заведений
заинтересованы в том, чтобы как можно
качественнее решать поставленные задачи. Растет
число выпускников, оканчивающих школу с
медалями, а в вузах растет число медалистов, не
подтвердивших свои знания на вступительных
испытаниях. Бесспорно, в этом случае необходима
независимая экспертная оценка знаний
выпускников третьей стороной, для которой нет
заказов «выпустить» или «впустить – не
впустить», для которой главная проблема –
объективно, с минимальными погрешностями
оценить знания выпускников. Тогда для родителей,
учителей и членов приемных комиссий
авторитетными станут не отметки в аттестатах и
на вступительных испытаниях и субъективные
параметры и критерии, а знания выпускников. По
Закону «Об образовании» это должна выполнять
независимая государственная аттестационная
служба. 10 июля 2002 года исполнится ровно 10 лет со
дня принятия Закона «Об образовании», который
провозгласил необходимость независимой
государственной аттестационной службы. Будем
надеяться...
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|