В школу – через полосу препятствий?
Армии учителя не нужны.
Но дать им отсрочку – принципы не позволяют
– Я возмущен тем, как депутаты повели
себя при обсуждении закона на пленарном
заседании, – сказал в интервью корреспонденту
нашей газеты Александр Шишлов, автор
законопроекта, заместитель председателя
Комитета по образованию и науке Госдумы. –
Закон был поддержан членами РОСРО и Госсоветом
России. О своем намерении проголосовать за
принятие закона заявляли депутаты всех фракций.
Однако в момент голосования оказалось, что
депутаты говорили одно, а делали другое. Честно
говоря, мы не ожидали от них такой
непоследовательности.
Мы не собираемся мириться с неудачей и в
ближайшие дни вновь внесем законопроект под
другим названием, и уже от группы авторов, в Совет
Госдумы.
По статистике Министерства образования
российская школа испытывает серьезный
недостаток кадров. В 1999 году количество
учителей-мужчин составляло менее 15% от числа
педагогов. К маю 2001 года педагогов-мужчин стало
еще меньше – 12,7%. Из 1010196 педагогических
работников мужчины составляют всего 128 тысяч (из
них 19200 человек – в возрасте до 30 лет). Тем не
менее педагогические достижения учителей-мужчин
высоки: среди победителей конкурса «Учитель
года» количество педагогов-мужчин значительно
выше, чем их доля в общем числе учителей. Без
сомнения, педагоги-мужчины могут внести еще
более серьезный вклад в качество обучения в
школе.
Представляя позицию Комитета по обороне, депутат
Евгений Зеленов из группы «Регионы
России» заявил, что цель предоставления отсрочки
учителям определяется не необходимостью
поддержания системы образования вообще, а
исключительно на селе. К мнению Зеленова
присоединился депутат Анатолий Чехоев
(КПРФ). «Не нужно решать проблемы системы
образования за счет национальной обороны, –
сказал Евгений Зеленов. И добавил: – И вообще
чему может научить ребят не прошедший военную
службу педагог?»
Позицию оборонщиков поддержал Юрий Родионов
(«Единство»), посетовав на то, что Российская
армия стала рабоче-крестьянской. «И в армии, и на
флоте тоже нужны учителя, а офицерские училища не
готовят офицеров-воспитателей, – подтвердил
депутат Валерий Дорогин («Регионы
России») и привел пример: – В 1999 году из 4,5 тысячи
призывников в ВС Северо-Востока России 29 ребят не
умели ни читать, ни писать. Вот для этого и нужны в
вооруженных силах учителя – для ликвидации
безграмотности некоторых солдат».
В защиту законопроекта высказались
представители разных фракций. Призвал
поддержать поправку член Комитета по
образованию Дмитрий Абраменков (КПРФ).
Депутаты Валентина Крутова (КПРФ) и Владимир
Пашуто (АПГ) считают, что законопроект будет
способствовать тому, что молодые мужчины с
большим интересом пойдут учиться в пединституты,
а учителя-мужчины перестанут уходить из школ.
Депутат Николай Овчинников («Народный
депутат») обратил внимание коллег на то, что
массовый приход учителей-мужчин в школу мог бы
существенно снизить уровень асоциальных явлений
среди подростков. По словам Овчинникова, в
избравшей его Свердловской области слово
«завуч» школьники упорно пишут с мягким знаком,
потому что для них это существительное женского
рода. «Кое-кто боится, что в школу хлынет поток
молодых людей, желающих отказаться от службы в
армии. Что ж, школе будет из кого выбирать. А
непригодных к педагогической деятельности школа
отторгнет сама», – заверил Николай Овчинников и
добавил, что неуместно считать, будто
преподаватель химии, не служивший в армии, станет
от этого хуже преподавать свой предмет. По мнению
депутата, возвращение учителей-мужчин в школы –
задача на уровне национальной безопасности.
Позицию разработчиков законопроекта поддержал Андрей
Кокошин (ОВР), заметив, что призыв в армию
выпускника педагогического вуза, выступающего в
роли мотострелка, – непозволительная роскошь
для общества. Использование учителей в
технических войсках бессмысленно: они не обучены
подобным навыкам. «Так что кпд использования
такого рода призывников – на уровне паровоза
Ползунова», – заключил Кокошин.
Представитель Правительства России, не
поддерживающего законопроект, Андрей
Логинов напомнил депутатам, что в
соответствии с Конституцией единственное
основание для отказа от службы в армии –
вероисповедание или убеждения, противоречащие
исполнению гражданского долга. «Если сейчас мы
разрешим учителям не служить, – сказал Логинов,
– то завтра на очереди будут работники
социальных служб».
Однако стоит все-таки напомнить, что
образование, так же как и социальная сфера,
объявлено в России государственным приоритетом.
Но пока, видимо, только на бумаге...
Думская арифметика
Когда 41 голос “против” может решить
судьбу поправки
Если хочешь избежать ответственности
за принятие решения – не принимай его. Плодов
победы, конечно, не получишь, зато и горечь
поражения придется на долю других...
По сути, с проектом поправки в Закон «О воинской
обязанности» Госдума поступила именно так.
Сделала вид, что не заметила. И получилось, что
вроде бы все, кроме проправительственного
«Единства», – «за» (правительство дало
отрицательный отзыв), а поправка не принята.
Почему? Просто потому, что большинство депутатов
из основных думских фракций на заседание не
явились. В нем участвовали 233 депутата, а чтобы
поправка была принята, «за» должны были
проголосовать не менее 226. В результате подавшие
голоса «против» четыре десятка человек и
предрешили исход заседания. Похоже,
думцев больше заботила репутация защитников и
благодетелей, нежели реальные плюсы и минусы
законопроекта.
Результаты голосования по внесению
изменений
в статью 24 ФЗ «О воинской обязанности» (27.09.01.)
КПРФ
«За»: 30 (35,7%)
«Против»: 3 (3,6% )
Воздержались: 6 (7,1%)
Не голосовали: 45 (53,6%)
Всего: 84
«Единство»
«За»: 1 (1,2%)
«Против»: 15 (18,3%)
Воздержались: 2 (2,4%)
Не голосовали: 64 (78,0%)
Всего: 82
«Народный депутат»
«За»: 40 (67,8%)
«Против»: 8 (13,6%)
Воздержались: 0
Не голосовали: 11 (18,6%)
Всего: 59
ЛДПР
В голосовании участия не принимала
Союз правых сил
«За»: 32 (84,2%)
«Против»: 0
Воздержались: 0
Не голосовали: 6 (15,8%)
Всего: 38
«Яблоко»
«За»: 17 (94,4%)
«Против»: 0
Воздержались: 0
Не голосовали: 1 (5,6%)
Всего: 18 |
«Отечество – вся
Россия»
«За»: 30 (68,2%)
«Против»: 1 (2,3%)
Воздержались: 0
Не голосовали: 13 (29,6%)
Всего: 44
«Регионы России»
«За»: 11 (24,4%)
«Против»: 5 (11,1%)
Воздержались: 0
Не голосовали: 29 (64,4%)
Всего: 45
Аграрии
«За»: 20 (46,5%)
«Против»: 3 (7,0%)
Воздержались: 0
Не голосовали: 20 (46,5%)
Всего: 43
Независимые депутаты
«За»: 3 (16,7%)
«Против»: 6 (33,3%)
Воздержались: 0
Не голосовали: 9 (50%)
Всего: 18
ОБЩИЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ:
«За»: 184 (40,9%)
«Против»: 41 (9,1%)
Воздержались: 8 (1,8%)
Голосовали: 233
Не голосовали: 217
Результат: НЕ ПРИНЯТО
|
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|