Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №69/2001

Вторая тетрадь. Школьное дело

Гуманитарный факультет

Имеет ли право учитель манипулировать сознанием ребенка? Дискуссия психологов об этом разгорелась на страницах нашей вкладки в конце прошлого учебного года. Однако тема не исчерпана: летом в редакцию пришли письма от педагогов-практиков об их отношении к проблеме манипулирования в педагогике. Публикуя эти письма, мы продолжаем разговор о том, что такое манипуляция, допустима ли она во взаимоотношениях с ребенком.

Наталья ФЕДОТОВА

Я – учитель, а не кукловод!

«И в итоге представления создается впечатление, что куклы пляшут сами по себе» – эти строчки из песни «Машины времени» неотвязно крутились у меня в голове во время открытого урока в одной из московских школ, проводимого в рамках семинара «Современные технологии преподавания иностранных языков». В руках был заранее розданный план урока, и ход урока соответствовал плану безукоризненно. Минутка в минутку. Слово в слово. Детишки, как куклы на веревочках, идеально выполняли свои роли в спектакле под названием «Урок», прекрасно срежиссированном Учителем, исполняющим заодно и главную в этом спектакле роль. Смотрелось все это очень красиво. Просто на зависть. Но смутное беспокойство, зародившееся в начале урока, к концу его выросло в явное чувство бурного протеста. Так нельзя! Естественно, открытый урок всегда отличается от обычного, но тенденции преподавания, технологические приемы, преподавательское кредо всегда очень рельефно видны на открытом уроке. Так что же так возмутило меня на этом уроке? Да то, что я – Учитель, а не кукловод. Учитель, а не дрессировщик. И работаю я с людьми, а не с куклами и не с собачками (хотя и очень люблю собачек). План урока – это хорошо, но как бы идеально я его ни составляла, очень редко бывает, что урок ему идеально соответствует. То не предусмотренная мной дискуссия возникнет, то ребята со мной не согласятся и начнут свое мнение отстаивать, то никак не идет запланированный вид работы, приходится его срочно менять, то, наоборот, так хорошо пойдет, что вместо запланированных десяти минут отдаю ему все двадцать, и весь план урока, мягко выражаясь, летит. Мне иногда говорят коллеги: «Дети манипулируют тобой на уроке, а должно быть наоборот!» Может быть, и правда должно быть наоборот? А я злюсь, потому что у меня ничего не получается? А собственно, что должно получиться? Ощущение себя великим кукловодом? Мне это совершенно неинтересно! Урок – это всегда процесс сотворчества. Сотворчества, а не взаимоманипуляции. Конечно, я должна задавать тон урока, я должна держать их в рамках нашей программы, и если предусмотрено пройти этот материал, то мы его и пройдем, а вот форма усвоения и закрепления его должна родиться на уроке. И рождается! И какие необычные, совершенно непредсказуемые виды работ возникают в результате нашего сотворчества. Иногда, правда, ничего не рождается и ничего не получается. Но это ведь тоже атрибут творческого процесса. Или я не права в корне? И надо научиться быть кукловодом? Или сменить профессию?


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru