От учебника до рабочей тетради
Не так давно, когда по каждому
предмету существовал только один-единственный
вариант учебника на всю нашу необъятную одну
шестую часть суши, учителя сетовали на
отсутствие вариативности в преподавании. Зато
сейчас издать свой учебник стараются и
экспериментальные площадки, и городские
управления народного образования, и авторы новых
педагогических методик. Не говоря уже о больших
издательствах, которые каждый год выпускают
новые учебники и методические пособия. На
отсутствие выбора пожаловаться уже нельзя.
Теперь, наоборот, учителя разрываются от желания
хотя бы пролистать как можно больше разных
учебников по своему предмету и выбрать наконец
тот самый заветный, свой, о котором мечтал
столько лет. Тут на помощь учителю приходят
издательства, беря на себя не очень привычную
роль лоцмана в книжном море...
О том, как издательство «Дрофа»
планирует работать с учителями, рассказывает
нашему корреспонденту заместитель генерального
директора, кандидат педагогических наук
Владислав Иванович Сивоглазов.
– Как ваше издательство помогает учителю
сориентироваться в сегодняшнем многообразии
учебной литературы?
– Издательство постоянно информирует учителей о
своих новинках: мы публикуем опережающие
рецензии, рецензии на уже вышедшие из печати
издания, выпускаем ежегодно новые каталоги, как
общие, так и предметные.
В предметном каталоге каждый учитель может
увидеть не только ряд учебников по своей
дисциплине, как в Федеральном перечне, но и всю
линию, весь комплект учебно-методических
пособий: программу, методические рекомендации,
учебники, рабочую тетрадь для ученика, рабочую
тетрадь для учителя.
– Выбор учебника, по которому собираешься
работать, – дело нелегкое и ответственное:
узнать о нем хочется как можно подробнее.
– Именно поэтому в нашем издательстве создан
научно-методический отдел. Мы постоянно выезжаем
в разные регионы России.
Проводим общие семинары в течение одного-двух
дней в районах и областях, представляя
издательство в целом и отдельные авторские линии
учебников. Программа семинара зависит от состава
аудитории: для учителей, администрации,
библиотекарей. Желательно, чтобы на такие
встречи приезжали наиболее активные учителя и
методисты.
– Участвуют ли в семинарах авторы учебников?
– Конечно. Ведь именно автор может лучше всех
рассказать о концептуальных особенностях своего
учебника. Кроме того, и учителю очень важно лично
познакомиться с автором. Бывает, что учителя,
недоверчиво относящиеся к учебнику, после
встречи с автором проникаются к нему искренней
симпатией. Бывает, правда, и наоборот.
Авторский семинар длится три-четыре дня, а после
авторов с педагогами общаются методисты –
опытные учителя, уже успешно проработавшие с
учебником несколько лет; они хорошо знают его
особенности и могут дать практические советы
начинающим. Помимо рекомендаций они непременно
дают еще и открытые уроки, чтобы можно было
вживую увидеть работу с учебником в классе.
– Много ли времени нужно педагогу, чтобы понять,
насколько хорош учебник?
– Как автор, чиновник и сотрудник издательства,
могу сказать: около трех лет должно пройти, чтобы
учебник получил адекватную оценку.
– Как вообще складывается объективная оценка
учебника?
– Уже два года мы создаем экспериментальные
площадки для апробирования основных линий наших
учебников. Во многих регионах работают с разными
учебными предметами от трех до пяти площадок. Мы
ищем учителей, которые хотели бы работать с
новыми учебниками в экспериментальном режиме. В
результате сотрудничества с ними мы выявляем
недостатки новых учебных пособий и исправляем,
дорабатываем их.
– Что, на ваш взгляд, может считаться результатом
эксперимента?
– Автор закладывает в учебник какую-то идею, и
ему важно проверить, реализована ли она в
учебнике, воспринимается ли учениками и учителем
и, самое главное, насколько успешно ученики
усваивают материал.
– Учитываете ли вы мнение учителей, работающих
вне экспериментальных площадок?
– Да, для этого мы объявляем конкурсы рецензий на
наши учебники, особенно ценим конструктивные и
критические рецензии.
– Вы издаете учебники, ориентируясь в основном
на учителей, склонных экспериментировать,
пробовать что-то новое?
– По нашим наблюдениям, таких учителей только
десять процентов, поэтому мы выпускаем учебные
пособия и с традиционным построением и
изложением материала. Переиздаем и учебники,
живущие уже не одно десятилетие, например,
«Физику» А.В.Перышкина. В начальной школе
по-прежнему востребован учебник по русскому
языку Т.Г.Рамзаевой.
– Что, на ваш взгляд, делает учебник популярным?
– Материал должен быть изложен просто и
доступно; интересная методика; привлекательное
оформление. Очень важно, чтобы автор учебника
учитывал реальные проблемы детей.
– Имеют ли учителя реальную возможность выбора
учебников или решающую роль играет мнение
районного, областного начальства?
– Еще несколько лет назад некоторые регионы
вообще не пускали издательства к себе, чтоб не
будоражили учителей, а сейчас стало посвободнее.
Но выбор все равно ограничен возможностями школ,
на семинарах часто можно слышать о том, что
учебники нравятся, но дороги, трудно достать…
Хотя если учебник пришелся по душе учителю, он
все равно найдет возможность по нему работать.
– Где, кроме семинаров, учителя, живущие вдали от
больших городов, могут познакомиться с вашими
учебниками?
– Мы бесплатно рассылаем образцы по институтам
повышения квалификации работников образования с
единственной просьбой: чтобы учителя могли
увидеть эти учебники; берем учебники и комплекты
на свои выездные встречи; участвуем в книжных
ярмарках и выставках; постоянно информируем
через педагогическую прессу. То есть используем
любую возможность, чтобы учителя были в курсе
наших новинок.
Вопросы задавала
Елена КУЦЕНКО
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|