Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №69/2001

Вторая тетрадь. Школьное дело

От учебника до рабочей тетради

Не так давно, когда по каждому предмету существовал только один-единственный вариант учебника на всю нашу необъятную одну шестую часть суши, учителя сетовали на отсутствие вариативности в преподавании. Зато сейчас издать свой учебник стараются и экспериментальные площадки, и городские управления народного образования, и авторы новых педагогических методик. Не говоря уже о больших издательствах, которые каждый год выпускают новые учебники и методические пособия. На отсутствие выбора пожаловаться уже нельзя. Теперь, наоборот, учителя разрываются от желания хотя бы пролистать как можно больше разных учебников по своему предмету и выбрать наконец тот самый заветный, свой, о котором мечтал столько лет. Тут на помощь учителю приходят издательства, беря на себя не очень привычную роль лоцмана в книжном море...

О том, как издательство «Дрофа» планирует работать с учителями, рассказывает нашему корреспонденту заместитель генерального директора, кандидат педагогических наук Владислав Иванович Сивоглазов.

– Как ваше издательство помогает учителю сориентироваться в сегодняшнем многообразии учебной литературы?
– Издательство постоянно информирует учителей о своих новинках: мы публикуем опережающие рецензии, рецензии на уже вышедшие из печати издания, выпускаем ежегодно новые каталоги, как общие, так и предметные.
В предметном каталоге каждый учитель может увидеть не только ряд учебников по своей дисциплине, как в Федеральном перечне, но и всю линию, весь комплект учебно-методических пособий: программу, методические рекомендации, учебники, рабочую тетрадь для ученика, рабочую тетрадь для учителя.

– Выбор учебника, по которому собираешься работать, – дело нелегкое и ответственное: узнать о нем хочется как можно подробнее.
– Именно поэтому в нашем издательстве создан научно-методический отдел. Мы постоянно выезжаем в разные регионы России.
Проводим общие семинары в течение одного-двух дней в районах и областях, представляя издательство в целом и отдельные авторские линии учебников. Программа семинара зависит от состава аудитории: для учителей, администрации, библиотекарей. Желательно, чтобы на такие встречи приезжали наиболее активные учителя и методисты.

– Участвуют ли в семинарах авторы учебников?
– Конечно. Ведь именно автор может лучше всех рассказать о концептуальных особенностях своего учебника. Кроме того, и учителю очень важно лично познакомиться с автором. Бывает, что учителя, недоверчиво относящиеся к учебнику, после встречи с автором проникаются к нему искренней симпатией. Бывает, правда, и наоборот.
Авторский семинар длится три-четыре дня, а после авторов с педагогами общаются методисты – опытные учителя, уже успешно проработавшие с учебником несколько лет; они хорошо знают его особенности и могут дать практические советы начинающим. Помимо рекомендаций они непременно дают еще и открытые уроки, чтобы можно было вживую увидеть работу с учебником в классе.

– Много ли времени нужно педагогу, чтобы понять, насколько хорош учебник?
– Как автор, чиновник и сотрудник издательства, могу сказать: около трех лет должно пройти, чтобы учебник получил адекватную оценку.

– Как вообще складывается объективная оценка учебника?
– Уже два года мы создаем экспериментальные площадки для апробирования основных линий наших учебников. Во многих регионах работают с разными учебными предметами от трех до пяти площадок. Мы ищем учителей, которые хотели бы работать с новыми учебниками в экспериментальном режиме. В результате сотрудничества с ними мы выявляем недостатки новых учебных пособий и исправляем, дорабатываем их.

– Что, на ваш взгляд, может считаться результатом эксперимента?
– Автор закладывает в учебник какую-то идею, и ему важно проверить, реализована ли она в учебнике, воспринимается ли учениками и учителем и, самое главное, насколько успешно ученики усваивают материал.

– Учитываете ли вы мнение учителей, работающих вне экспериментальных площадок?
– Да, для этого мы объявляем конкурсы рецензий на наши учебники, особенно ценим конструктивные и критические рецензии.

– Вы издаете учебники, ориентируясь в основном на учителей, склонных экспериментировать, пробовать что-то новое?
– По нашим наблюдениям, таких учителей только десять процентов, поэтому мы выпускаем учебные пособия и с традиционным построением и изложением материала. Переиздаем и учебники, живущие уже не одно десятилетие, например, «Физику» А.В.Перышкина. В начальной школе по-прежнему востребован учебник по русскому языку Т.Г.Рамзаевой.

– Что, на ваш взгляд, делает учебник популярным?
– Материал должен быть изложен просто и доступно; интересная методика; привлекательное оформление. Очень важно, чтобы автор учебника учитывал реальные проблемы детей.

– Имеют ли учителя реальную возможность выбора учебников или решающую роль играет мнение районного, областного начальства?
– Еще несколько лет назад некоторые регионы вообще не пускали издательства к себе, чтоб не будоражили учителей, а сейчас стало посвободнее. Но выбор все равно ограничен возможностями школ, на семинарах часто можно слышать о том, что учебники нравятся, но дороги, трудно достать… Хотя если учебник пришелся по душе учителю, он все равно найдет возможность по нему работать.
– Где, кроме семинаров, учителя, живущие вдали от больших городов, могут познакомиться с вашими учебниками?
– Мы бесплатно рассылаем образцы по институтам повышения квалификации работников образования с единственной просьбой: чтобы учителя могли увидеть эти учебники; берем учебники и комплекты на свои выездные встречи; участвуем в книжных ярмарках и выставках; постоянно информируем через педагогическую прессу. То есть используем любую возможность, чтобы учителя были в курсе наших новинок.

Вопросы задавала
Елена КУЦЕНКО

Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru