Ошибка федерального масштаба
Антитестовое движение в США набирает
обороты
Угроза введения общенационального
обязательного теста для школьников объединила в
радикальном движении протеста учителей,
родителей и учеников по всей Америке. Эта пока
еще неясная угроза заставляет людей задуматься о
том, что вообще несут детям стандартизированные
тесты. А в идеале стоило бы задуматься и о более
серьезной проблеме: что, собственно, дети делают
в школе?
В 1997 году президент Клинтон предложил ввести
общенациональный тест по чтению и математике.
Это была попытка оформить на
общегосударственном уровне то, что и так
делалось в целом ряде штатов. Новый тест получил
название «high-stakes», в приблизительном переводе –
тест высоких ставок, так как от его результатов
зависела судьба как ученика, так и школы. Этот
тест по идее мог оказаться решающим в таких
вопросах, как:
– переводить ли ученика в следующий класс?
– давать ли ему аттестат зрелости?
– какое финансирование выделить школе?
Тестирование взрослых – на работе, в армии и т.п.
– применяется в Америке уже более ста лет и на
данный момент получило огромное распространение.
Люди доверяют тестам, считая их научными и
объективными. Обязательное тестирование детей в
школах появилось значительно позже, около 25 лет
назад, но практика эта разрастается в
геометрической прогрессии.
Уже в 70-е, когда появился так называемый тест-минимум,
на него кое-где стали смотреть как на своего рода
отборочные соревнования между учениками,
учителями и школами. И законодатели, и школьная
администрация вдруг разом прониклись любовью к
тестам. Почему? Тестирование – это самый простой
способ продемонстрировать, что люди,
ответственные за работу школы, и в самом деле
подходят к своей работе ответственно. Да и сама
идея тестирования, как уже говорилось, всегда
была популярна.
К сожалению, тесты не работают. Учителя вместо
того, чтобы обучать детей собственно предмету,
содержанию программы, начинают учить их сдавать
тесты. Ученики ухитряются быстро запоминать то,
что нужно для сдачи теста, а потом мгновенно все
забывают. Желание по-настоящему учиться при этом
теряется напрочь. Дети, которые в каком-то
отношении выделяются из общей массы, вообще не
могут рассчитывать на адекватную оценку.
Выяснилось далее, что “тест высоких ставок” в
принципе не дает объективных показателей. Как
писали Е.Уэйн Росс и Кевин Д. Винсон (см. журнал “The
Education Revolution”), “последние исследования показали,
что тесты, вроде введенных в Мичигане и Огайо,
куда точнее измеряют семейный бюджет учеников,
чем их школьные успехи”.
Барбара Майнер в “Милуоки сентинел джорнэл”
комментирует это следующим образом:
“Стандартные тесты восходят к идеям евгеники,
которые были популярны в начале века.
Последователи евгенического движения были
убеждены в интеллектуальном превосходстве
североевропейской расы. Стандартные тесты в
наших школах не использовались, пока люди не
поверили, что IQ и другие подобные методики
действительно измеряют интеллект, позволяют
выявить способных и неспособных учеников.
Поскольку социально-экономический статус
ученика влияет на результаты тестов решающим
образом, нетрудно предсказать, какие именно
ученики, школы и даже целые районы будут
недотягивать до среднего уровня.
Монти Нил, директор Национального центра за
частное и открытое тестирование, в статье,
опубликованной в “Usa today”, отмечает: “Система
образования, ориентированная на тесты,
провалилась по всем параметрам. Начать с того,
что стандартный экзамен предполагает, что все
дети учатся одному и тому же, причем одновременно.
К счастью для общества, мозги у людей устроены по-разному.
У кого-то есть склонность к научной работе, у кого-то
способности к искусству. Тестами все это
измерить невозможно”.
С приходом к власти президента Буша все началось
сызнова, причем куда более решительно. Все
ученики общественных школ постоянно тестируются.
Заявляя о своем стремлении расширить полномочия
местной власти, Буш вводит порядки, которые явно
работают на усиление власти центральной. В
статье с примечательным названием “Пусть они
едят тесты”, опубликованной в журнале “Fair Test
Examiner”, по этому поводу говорится следующее: “В
первую же неделю своего президентства Джордж Буш
с большой помпой объявил свой план реформы
федеральной системы образования. Он включает в
себя радикальное повышение роли тестов и
введение ваучеров (нечто вроде наших
образовательных сертификатов. – Примеч. перев.).
Если ваучерная система имеет еще какие-то шансы
получить одобрение конгресса, то идея тотального
тестирования может угробить всю реформу,
поскольку она несет реальную угрозу детям из
бедных семей”.
“Во имя некоей “ответственности и
подотчетности” Буш предлагает обязать все штаты
протестировать всех учеников общественных школ
с 3 по 8 класс по языку и математике, взамен
предлагая федеральное финансирование. Если
школа по результатам тестов имеет низкие
показатели, ученик имеет право забрать оттуда
свою “долю финансирования” и использовать эти
деньги для оплаты обучения в другой школе или
даже у частного преподавателя. Предусмотрены и
другие санкции против таких школ. Угроза
финансовых санкций и в самом деле превращает
тестирование в игру с очень высокими ставками”.
А между тем, как пишет “The Sunday New-York Times”,
существующая система вовсе не гарантирует того
“точного и эффективного тестирования”, в
которое так верят и политики, и учителя, и
родители. Так, в Калифорнии по результатам тестов
был проведен аудит, и выяснилось, что из 8500 школ
около 700 подали неточные результаты тестов. К
сожалению, такие ошибки всегда всплывают слишком
поздно – ученики, желающие поступить в колледж,
уже не успевают это сделать.
* * *
В начале этого года примерно в десяти штатах
прошли акции протеста. Так, начался месячник
протеста против обязательного тестирования. В
Нью-Йорке около трети восьмиклассников
отказались сдавать тесты по естественным наукам.
“Нью-Йорк таймс” сообщает: “Школы в
административном порядке обязали проводить
тесты. Однако в ряде случаев директора школ и
другие официальные лица обращались напрямую к
родителям и давали им понять, что не поддерживают
идею обязательного тестирования”. Тогда же в
Олбани (Нью-Йорк) прошел массовый митинг протеста,
собравший около полутора тысяч школьников,
учителей, работников системы образования.
Поводом для этой акции послужило решение Ричарда
Миллса, уполномоченного по делам образования Нью-Йорка
(или штата Нью-Йорк? Из текста не ясно. – Примеч.
перев.), отменить поправки, разрешающие
альтернативное (негосударственное) тестирование.
* * *
Ну а что думают по поводу тестирования сами
школьники? Вот мнение участника акции протеста,
ученика предвыпускного класса одной из нью-йоркских
школ Майкла Фрида: “Все, что я вынес из
подготовки к тестам, – это уверенность в том, что
они не имеют никакого смысла. Только лишняя
морока, и ничего больше. Там нет самого главного,
что должно быть в хорошем образовании:
содержательности, оригинальности и творчества”.
Сокращенный перевод по журналу “The Education Revolution”
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|