Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №69/2001

Первая тетрадь. Политика образования

Алексей КОРОТКОВ

Ошибка федерального масштаба

Антитестовое движение в США набирает обороты

Угроза введения общенационального обязательного теста для школьников объединила в радикальном движении протеста учителей, родителей и учеников по всей Америке. Эта пока еще неясная угроза заставляет людей задуматься о том, что вообще несут детям стандартизированные тесты. А в идеале стоило бы задуматься и о более серьезной проблеме: что, собственно, дети делают в школе?

В 1997 году президент Клинтон предложил ввести общенациональный тест по чтению и математике. Это была попытка оформить на общегосударственном уровне то, что и так делалось в целом ряде штатов. Новый тест получил название «high-stakes», в приблизительном переводе – тест высоких ставок, так как от его результатов зависела судьба как ученика, так и школы. Этот тест по идее мог оказаться решающим в таких вопросах, как:
– переводить ли ученика в следующий класс?
– давать ли ему аттестат зрелости?
– какое финансирование выделить школе?
Тестирование взрослых – на работе, в армии и т.п. – применяется в Америке уже более ста лет и на данный момент получило огромное распространение. Люди доверяют тестам, считая их научными и объективными. Обязательное тестирование детей в школах появилось значительно позже, около 25 лет назад, но практика эта разрастается в геометрической прогрессии.
Уже в 70-е, когда появился так называемый тест-минимум, на него кое-где стали смотреть как на своего рода отборочные соревнования между учениками, учителями и школами. И законодатели, и школьная администрация вдруг разом прониклись любовью к тестам. Почему? Тестирование – это самый простой способ продемонстрировать, что люди, ответственные за работу школы, и в самом деле подходят к своей работе ответственно. Да и сама идея тестирования, как уже говорилось, всегда была популярна.
К сожалению, тесты не работают. Учителя вместо того, чтобы обучать детей собственно предмету, содержанию программы, начинают учить их сдавать тесты. Ученики ухитряются быстро запоминать то, что нужно для сдачи теста, а потом мгновенно все забывают. Желание по-настоящему учиться при этом теряется напрочь. Дети, которые в каком-то отношении выделяются из общей массы, вообще не могут рассчитывать на адекватную оценку.
Выяснилось далее, что “тест высоких ставок” в принципе не дает объективных показателей. Как писали Е.Уэйн Росс и Кевин Д. Винсон (см. журнал “The Education Revolution”), “последние исследования показали, что тесты, вроде введенных в Мичигане и Огайо, куда точнее измеряют семейный бюджет учеников, чем их школьные успехи”.
Барбара Майнер в “Милуоки сентинел джорнэл” комментирует это следующим образом: “Стандартные тесты восходят к идеям евгеники, которые были популярны в начале века. Последователи евгенического движения были убеждены в интеллектуальном превосходстве североевропейской расы. Стандартные тесты в наших школах не использовались, пока люди не поверили, что IQ и другие подобные методики действительно измеряют интеллект, позволяют выявить способных и неспособных учеников. Поскольку социально-экономический статус ученика влияет на результаты тестов решающим образом, нетрудно предсказать, какие именно ученики, школы и даже целые районы будут недотягивать до среднего уровня.
Монти Нил, директор Национального центра за частное и открытое тестирование, в статье, опубликованной в “Usa today”, отмечает: “Система образования, ориентированная на тесты, провалилась по всем параметрам. Начать с того, что стандартный экзамен предполагает, что все дети учатся одному и тому же, причем одновременно. К счастью для общества, мозги у людей устроены по-разному. У кого-то есть склонность к научной работе, у кого-то способности к искусству. Тестами все это измерить невозможно”.
С приходом к власти президента Буша все началось сызнова, причем куда более решительно. Все ученики общественных школ постоянно тестируются. Заявляя о своем стремлении расширить полномочия местной власти, Буш вводит порядки, которые явно работают на усиление власти центральной. В статье с примечательным названием “Пусть они едят тесты”, опубликованной в журнале “Fair Test Examiner”, по этому поводу говорится следующее: “В первую же неделю своего президентства Джордж Буш с большой помпой объявил свой план реформы федеральной системы образования. Он включает в себя радикальное повышение роли тестов и введение ваучеров (нечто вроде наших образовательных сертификатов. – Примеч. перев.). Если ваучерная система имеет еще какие-то шансы получить одобрение конгресса, то идея тотального тестирования может угробить всю реформу, поскольку она несет реальную угрозу детям из бедных семей”.
“Во имя некоей “ответственности и подотчетности” Буш предлагает обязать все штаты протестировать всех учеников общественных школ с 3 по 8 класс по языку и математике, взамен предлагая федеральное финансирование. Если школа по результатам тестов имеет низкие показатели, ученик имеет право забрать оттуда свою “долю финансирования” и использовать эти деньги для оплаты обучения в другой школе или даже у частного преподавателя. Предусмотрены и другие санкции против таких школ. Угроза финансовых санкций и в самом деле превращает тестирование в игру с очень высокими ставками”.
А между тем, как пишет “The Sunday New-York Times”, существующая система вовсе не гарантирует того “точного и эффективного тестирования”, в которое так верят и политики, и учителя, и родители. Так, в Калифорнии по результатам тестов был проведен аудит, и выяснилось, что из 8500 школ около 700 подали неточные результаты тестов. К сожалению, такие ошибки всегда всплывают слишком поздно – ученики, желающие поступить в колледж, уже не успевают это сделать.

* * *
В начале этого года примерно в десяти штатах прошли акции протеста. Так, начался месячник протеста против обязательного тестирования. В Нью-Йорке около трети восьмиклассников отказались сдавать тесты по естественным наукам. “Нью-Йорк таймс” сообщает: “Школы в административном порядке обязали проводить тесты. Однако в ряде случаев директора школ и другие официальные лица обращались напрямую к родителям и давали им понять, что не поддерживают идею обязательного тестирования”. Тогда же в Олбани (Нью-Йорк) прошел массовый митинг протеста, собравший около полутора тысяч школьников, учителей, работников системы образования. Поводом для этой акции послужило решение Ричарда Миллса, уполномоченного по делам образования Нью-Йорка (или штата Нью-Йорк? Из текста не ясно. – Примеч. перев.), отменить поправки, разрешающие альтернативное (негосударственное) тестирование.

* * *
Ну а что думают по поводу тестирования сами школьники? Вот мнение участника акции протеста, ученика предвыпускного класса одной из нью-йоркских школ Майкла Фрида: “Все, что я вынес из подготовки к тестам, – это уверенность в том, что они не имеют никакого смысла. Только лишняя морока, и ничего больше. Там нет самого главного, что должно быть в хорошем образовании: содержательности, оригинальности и творчества”.

Сокращенный перевод по журналу “The Education Revolution”

Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru