“Учение с увлечением” – девиз не
только для детей, но и для взрослых!
И в нем – начало той школы, ради
создания которой мы собрались в дни Пятых
Соловейчиковских чтений
…У каждых чтений за эти пять лет были
свои открытия. В этом году мы сделали еще одно:
можно не придумывать, как и чем украсить встречу,
сценарий со спецэффектами не обязателен.
Интереснее всего не то, что вокруг работы, а она
сама.
Все, кто приехал на чтения, понимали, за чем
приехали и почему, и, со знанием дела
сориентировавшись в непростом расписании,
деловито расходились по залам Дома учителя. И
хотя, как обычно, глаза разбегались, в этот раз
почему-то почти никто не переходил из класса в
класс, хотя вроде бы уже давно договорились о
свободе перемещений и праве выбора. В каждой
аудитории, традиционно переполненной,
сосредоточенно работали от звонка до звонка, да
еще немножко, да еще, пока нежный голос из
динамиков сквозь музыкальное мурлыканье не
уговорит сделать перерыв – сколько же можно этих
перерывов!
Было меньше эмоций, но больше разговоров по
существу, и не праздничной была атмосфера, и не
торжественной... Но в том, как слушали друг друга и
как задавали вопросы, как аплодировали и не могли
разойтись, все записывая выходные данные и
названия книг друг друга, как обнимались, сияя,
при встрече на парадной лестнице у колонн и
фотографировались на прощание, чувствовалось,
что эта наша особенная жизнь, выбрав наконец
правильные скорость и ритм, вошла в свою колею и
ровно покатилась дальше. Симон Львович когда-то
предложил нам тему “Самоорганизующаяся школа”
– может ли школа организоваться сама?” Никто из
нас не понял, о чем он, никто об этом не написал. В
этот раз, на пятых чтениях, было так заметно, что
на наших глазах самоорганизовалась Школа, где
все не как у людей, но все как положено:
постоянный педколлектив из звезд и молодых
реформаторов – и те и другие из того разряда
учителей, которые будут ходить на работу, даже
если за вход в школу придется платить, и
контингент учащихся из того же разряда детей,
бегущих в школу даже с температурой. Школа, в
которой самое заманчивое не торжественная
линейка и не праздничный концерт с призами и
розыгрышами, а урок.
– …Я езжу на чтения каждый год, что вы, я без
этого дышать не могу!
– Здесь та энергетика, которая все меняет в жизни
и в школе.
– А я второй год в школе, а здесь первый раз, вы не
скажете, кто такой Ильин?
К счастью, как обычно, смогли приехать Шалва
Амонашвили и Виктор Шаталов, Милослав Балабан и
Ирина Демакова. Василий Кольченко приехал из
Нью-Йорка, и было невозможно спросить его: «Ну как
там?» – и невозможно не спросить, и непонятно, что
ответить. И почему-то подумалось, что чуть ли не
каждый раз осенью все эти пять лет мы встречаемся
под сенью беды, потери или катастрофы. В
годовщину похорон. Под грохот дефолта,
хоронящего и без того нищенские учительские
зарплаты. Под эхо рухнувших московских и
волгодонских домов. Под гул вновь начавшейся
чеченской войны. Теперь, открывая чтения, Артем
Соловейчик говорил о трагедии в Нью-Йорке.
Каждый раз нам кажется, что после таких событий
на чтения никто не приедет. И каждый раз
приезжают все.
Эти чтения были посвящены книге Симона
Соловейчика “Учение с увлечением”. Как
разомкнуть этот замкнутый круг: ребенку
неинтересно учиться, потому что он еще не знает,
может ли это его заинтересовать. Что делать?
Заставить? А может быть, нужно стремиться
воспитать такую культуру, с которой человек все,
что ему выпадает в жизни, делает с интересом?
И в соседних аудиториях шли споры на разных
уровнях погружения, и так увлекательно было
наблюдать за взрослыми людьми, стараясь понять:
где тут первый класс, а где выпускной? Или это
разновозрастные группы старшеклассников и
малышей? В одном классе предлагают радикально
пересмотреть все школьные приоритеты («Школа
вообще не должна учить! Нужна ли растущему
организму тригонометрия? Это вообще не дело
школы и ребенка! Не забивайте его голову тем, чем
он сам не хочет ее забивать! Дети ждут от школы
тепла, общения и покоя!»).
В другом, не сомневаясь, что учить ребенка нужно,
детально и кропотливо разбирают технологии
вовлечения в образовательный процесс (“И
обсудить вместе с ним смысл учебы вообще, смысл
отдельного предмета, смысл сегодняшнего урока.
Способ наделения деятельности смыслом останется
с ребенком на всю жизнь. Это, собственно, и
образовывает”).
А в третьем великодушно объясняют непосвященным:
“Ваше непонимание исходит из совершенно
неприемлемого для нас постулата, что обучение
есть процесс объяснения чего-то одним человеком
другому!”
…Группа студентов пединститута, поставив целью
“доброжелательно развенчать по существу мифы
педагогики сотрудничества”, которые, можно
сказать, все собравшиеся сами же много лет и
создавали, в присутствии изумленной публики
обнаруживает парадоксы и противоречия в
неприкосновенном творчестве корифеев
(«Мягчайший, интеллигентнейший человек, он тем не
менее был уверен, что педагогика сотрудничества
немыслима без авторитаризма!»).
Но развенчать удается немного, и коллеги уже
протискиваются в дверь:
– Дошли слухи, что здесь кого-то ругают.
– Да что вы, это исключено!
А из «учительской» доносится негромкое:
– Дорогие мои, никого никогда не критикуйте.
Критика не конструктивна, она ничего не создает,
никого не исправляет, только обижает… – К Шалве
Амонашвили, как всегда, не попасть.
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|