Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №68/2001

Третья тетрадь. Детный мир

Цена детского труда

Как защитить подростка от экономической эксплуатации

Экономическая эксплуатация детей – только ли российская беда? К сожалению, эта порочная практика – реальность во всем мире. В Конвенции о правах ребенка, статья 32, утверждает необходимость защиты детей от экономической эксплуатации. Учащимся необходимо знать положения этой статьи потому, что она напрямую относится к каждому из них: “1. Государства-участники признают право ребенка на защиту от экономической эксплуатации и от выполнения любой работы, которая может представлять опасность для его здоровья или служить препятствием в получении им образования, либо наносить ущерб его здоровью и физическому, умственному, духовному, моральному и социальному развитию. 2. Государства-участники принимают законодательные, административные и социальные меры, а также меры в области образования, с тем, чтобы обеспечить осуществление настоящей статьи”.
В этих целях государства-участники устанавливают минимальный возраст для приема на работу; определяют необходимые требования к продолжительности рабочего дня и условиям труда; предусматривают соответствующие виды наказания и другие санкции для обеспечения эффективного осуществления настоящей статьи.
Право на защиту от эксплуатации утверждается и в следующих четырех статьях конвенции: статья 33 требует защитить ребенка от незаконного употребления наркотических веществ и не допустить использования детей в противозаконном производстве таких веществ и торговле ими, в статье 34 государства-участники обязуются защищать ребенка от всех форм сексуальной эксплуатации, в том числе от принуждения к занятию проституцией и от использования ребенка в порнобизнесе, статья 35 оговаривает необходимые меры для предотвращения торговли детьми, а статья 36 говорит о защите от всех других форм эксплуатации, наносящих ущерб любому аспекту благосостояния ребенка.

Учеба или заработок?

Экономические условия, в которых оказалось большинство семей, сегодня таковы, что все больше школьников пытаются самостоятельно зарабатывать. Причины самые разные: и не только бедность семьи или сиротство ребенка, но и стремление к материальной независимости, раннему приобретению социально-трудовых навыков. Но осознают ли малолетние работники свою первоочередную задачу – получить полноценное образование? В независимом докладе Российского детского фонда названа ужасающая цифра: в России уже 2 миллиона неграмотных детей. Да и во всем мире ситуация не лучше: более 1 миллиарда взрослых людей безграмотны потому, что в детстве были вынуждены работать, вместо того чтобы учиться. Миллионы их детей, в свою очередь, тоже должны трудиться с малых лет, воспроизводя порочный круг нищеты, неравенства и безнадежности. Чтобы взвешенно решить: посвятить ли школьные годы учебе или начать работать, подростку необходимо знать об этом.
Не спешите отчитывать своих учеников за нерадивость к учебе, не укоряйте, не пеняйте при каждом удобном случае. Лучше подумайте о главном: с какой целью ваши ученики решили подрабатывать? Они вынуждены помогать семье? Их привлекает новый жизненный опыт? Им скучно в школе? Приглядитесь повнимательнее: проявляют ли они беспокойство, если кто-то из одноклассников жертвует уроками ради заработка, или равнодушны?
Проведите в классе дискуссию на тему: “Что важнее – учеба или заработок?” Пусть ребята определят свою позицию, ведь проблем, с которыми подросткам приходится сталкиваться на практике, так много, а поговорить об этом откровенно им обычно не с кем. После каникул предложите своим ученикам написать сочинение на тему «Как я работал и зарабатывал», обсудите полученный ребятами опыт – как позитивный, так и негативный.

Права и гарантии,
о которых ваш ученик не знает

Неопытность, личностная незрелость, незащищенность подростков делают их легкой добычей непорядочных работодателей, объектом экономической эксплуатации. Поэтому в первую очередь необходимо ознакомить учеников с их правами в трудовых отношениях, гарантироваными законодательством Российской Федерации.
Пожалуйста, зачитайте им эти права!
В российском законодательстве трудоустройство допускается с 15 лет, а в особых, исключительных случаях – с 14 (непременно с письменным согласием родителей или лиц, их заменяющих). Приоритетным правом при трудоустройстве пользуются сироты, подростки из семей безработных граждан, из неполных, многодетных и неблагополучных семей, семей беженцев и вынужденных переселенцев, а также подростки, состоящие на учете в комиссии по делам несовершеннолетних.
Право на труд несовершеннолетних обеспечивается специальными гарантиями не только на стадии трудоустройства, но и при расторжении с ними трудового договора. В соответствии со ст. 183 КЗоТ РФ увольнение работников, не достигших 18 лет, по инициативе работодателя допускается только с согласия инспекции труда субъекта РФ и районной (городской) комиссии по делам несовершеннолетних.
Законодательство о труде, приравнивая в трудовых правах несовершеннолетних к совершеннолетним, в области охраны труда, режима труда и некоторых других условий труда предусматривает для них дополнительные гарантии.
В соответствии со ст. 175 КЗоТ запрещается применение труда несовершеннолетних на тяжелых работах и на работах с вредными и опасными условиями труда, на подземных работах, а также на работах, выполнение которых может причинить вред их духовному и нравственному развитию. Сюда относится работа в игорном бизнесе, ночных кабаре и клубах, в производстве, перевозке и торговле спиртными напитками, табачными изделиями, наркотическими и токсическими веществами.
Для лиц моложе 18 лет устанавливается сокращенная продолжительность рабочего времени и дополнительные требования к режиму их труда. В соответствии со ст. 43 КЗоТ продолжительность рабочего времени для учащихся от 14 до 16 лет, работающих в период каникул, не должна превышать 24 часов в неделю. Для учащихся от 16 до 18 лет – не более 36 часов в неделю. Если несовершеннолетний работает в течение учебного года в свободное от учебы время, продолжительность рабочей недели определяется в размере половины указанных норм для лиц соответствующего возраста. Несовершеннолетних запрещается привлекать к ночным, сверхурочным работам, к работе в выходные дни (ст. 177 КЗоТ).
Жесткие ограничения предусмотрены во всех случаях, когда несовершеннолетний привлекается к работе с тяжестями. Эту частность ребятам обязательно надо знать, потому что у работодателя велик соблазн использовать крепкого мальчишку в качестве подручного грузчика, не считаясь с особенностями его неокрепшего организма. Часть 3 ст. 175 КЗоТ устанавливает пониженные нормы переноски и перемещения тяжестей: для юношей от 16 до 18 лет – не более 16,4 кг. Несовершеннолетние допускаются к переноске и передвижению тяжестей в пределах этих норм лишь при условии, что этот труд непосредственно связан с их основной профессией и занимает не более трети рабочего времени. Так что, например, отправить 16-летнего юношу на погрузку-разгрузку мебели для офиса работодатель не имеет права. Работники от 15 до 16 лет могут привлекаться к работе с тяжестями лишь в исключительных случаях и с понижением вышеуказанных весовых норм в два раза.
Несовершеннолетние принимаются на постоянное место работы лишь после предварительного медицинского осмотра и до достижения ими 21 года подлежат ежегодному обязательному медицинскому осмотру за счет средств работодателя (ст. 156 и 176 КЗоТ).
Заработная плата работникам моложе 18 лет при сокращенной продолжительности ежедневной работы выплачивается в таком же размере, как и работникам соответствующих категорий при полной продолжительности рабочего дня.
Если ученики спрашивают у вас, кто, кроме них самих, имеет право на их заработок, отвечайте четко и однозначно – никто. В соответствии с гражданским законодательством несовершеннолетние в возрасте от 14 до 18 лет вправе самостоятельно, без согласия родителей, усыновителей и попечителей распоряжаться своим заработком, стипендией и иными доходами (ст. 26 Гражданского кодекса). Только суд при наличии достаточных на то оснований по ходатайству родителей, усыновителей, попечителей либо органов опеки и попечительства может ограничить или лишить несовершеннолетнего права самостоятельно распоряжаться своим заработком.
Обратите особое внимание на эту ситуацию. Она требует нравственно-правового обсуждения с ребятами. Зафиксированное в Гражданском кодексе право подростка абсолютно самостоятельно, независимо от родителей распоряжаться своим заработком призвано защитить его от возможной экономической эксплуатации в собственной семье. В условиях неблагополучной семьи такое право совершенно необходимо юному работнику. В нормальной дружной семье положение принципиально иное, и подростку стоит серьезно задуматься о соотношении неотъемлемых прав на собственные финансы со своими обязанностями в семье. Не подзабыл ли подросток, что такие обязанности есть и у него? Общий принцип, который следует настойчиво пропагандировать, таков: взаимная поддержка поколений в семье в условиях полной добровольности, когда подросток не просто должен, а искренне хочет помогать близким и родным людям.
В предупреждении экономической эксплуатации несовершеннолетнего работника чрезвычайно важную роль играют те аспекты законодательства, которые регулируют надлежащее оформление трудоустройства.
Пожалуйста, прочтите эту часть плаката своим ученикам!
В соответствии со статьями 15, 18 и 39 КЗоТ РФ с несовершеннолетним работником в обязательном порядке должен быть заключен письменный трудовой договор (контракт). Прием на работу оформляется приказом (распоряжением) администрации предприятия, учреждения, организации (ч. 2 ст. 18 КЗоТ). Эти условия должны соблюдаться и в случае привлечения несовершеннолетнего к какой-то временной, сезонной, разовой работе.
К сожалению, закон этот нередко откровенно нарушается. Почему? Требования российского законодательства к условиям трудоустройства несовершеннолетних предоставляют им очень значительные льготы, соответствующие положениям Конвенции о правах ребенка. Однако реальность такова, что сам масштаб льгот, предоставляемых не имеющему трудовых навыков подростку, делает его невыгодным и поэтому неконкурентоспособным работником. Даже на государственных, некоммерческих предприятиях зачастую не заключаются трудовые договоры (контракты) с несовершеннолетними. Ребята же готовы подрабатывать и без законного оформления отношений с работодателем. И подчас даже не догадываются, что с ними должны заключить трудовой договор. Но даже если они и знают требования законодательства к порядку трудоустройства, то страшатся потребовать их соблюдения. Не умеют, не научены корректно отстаивать свои права в официальных ситуациях. Боятся, что иначе их просто не возьмут и подработать не удастся.
Работая без всякого оформления, подросток абсолютно не защищен. Это открывает работодателю прямой путь к экономической эксплуатации “несуществующего” работника. Работодатель перестает соблюдать требования закона к условиям работы и оплаты труда несовершеннолетнего, который как бы и не трудится у него.
Знаете ли вы, сколько ваших учеников подрабатывают в свободное от учебы время? И сколько из них трудоустроены с соблюдением всех необходимых формальностей? В курсе ли их родители, что сын или дочка подрабатывает?
Обязательно узнайте ответы на эти вопросы. Ведь речь идет о безопасности детей, за которых вы несете ответственность. Кому, как не учителю, стать мудрым советчиком, а то и спасителем? Доброжелательно поговорите с родителями работающих учеников. Проблема в том, что некоторые родители, разрешающие ребенку подрабатывать, встретят ваше вмешательство настороженно и будут чувствовать себя виноватыми в том, что ребенок не отдает все свое время учебе. Успокойте этих родителей. Если подростку удается гармонически соединять школьные занятия с работой – это замечательно! Но если в семье не знают о приработках ребенка, попробуйте уговорить своего ученика поставить в известность родителей. Пообещайте выступить на его стороне в разговоре с родителями, если, конечно, на ваш взгляд, у него приемлемое и безопасное место работы. Когда же заработки сомнительные, а родители не в курсе дела, деликатность и либерализм придется отбросить и срочно проинформировать семью, пока не случилась беда.
Как поступить и что посоветовать, если подросток трудоустроен без оформления трудового договора? Очень нелегкий вопрос. Конечно, это незаконно. Но многие работодатели действительно делают одолжение несовершеннолетнему, принимая его на работу. Если наниматель – человек, небезызвестный семье несовершеннолетнего работника и добросовестно соблюдает свои обязательства, основанные «на честном слове», то целесообразно не вмешиваться. Однако все равно следует настойчиво довести до сведения ученика и членов его семьи, что ситуация таит в себе угрозу.

Полулегально, нелегально, криминально

В 1999 году Международная организация труда приняла Конвенцию № 182 о запрещении и немедленных мерах по искоренению наихудших форм детского труда.
К наихудшим формам детского труда относятся рабство, торговля детьми, долговая кабала, вербовка для использования в вооруженных конфликтах, использование детей для занятия проституцией и выпуска порнографической продукции.
Потеряв надежду легально зарабатывать, многие подростки из нуждающихся семей создают специфические предпринимательские ниши, которые находятся вне правовой регуляции, и не просто полулегальные, а точнехонько криминальные. К полулегальным можно отнести перепродажу различных товаров (кассет, дискет, предметов одежды, украшений и так далее), уборку коммерческих палаток в ночное время, различные виды негласного посредничества. Здесь же, рядом, не отделенная четкой границей располагается зона криминальной деятельности, включающая сексуальные услуги, торговлю винно-водочными и табачными изделиями, наркотическими препаратами, мошенничество, воровство. Это сфера непосредственно опасной для жизни ребенка жесточайшей экономической эксплуатации.
В широком плане под наихудшими формами детского труда понимаются такие, которые наносят вред безопасности, здоровью или нравственности ребенка.
Даже вполне благополучные подростки легкомысленно относятся к вопросам безопасности и здоровья, а о своей нравственности вообще не беспокоятся. Желание почувствовать себя самостоятельным и независимым, нарушить надоевшие запреты взрослых, заработать быстро и без труда может подтолкнуть подростка к попыткам принять участие, попробовать себя в какой-то сомнительной деятельности.
Ваши ученики должны ясно представлять себе последствия необдуманного и рискованного предприятия. Тут достаточно сделать первый шаг, и в любой момент обрушится лавина опаснейших проблем, потому что есть неотменяемый суровый факт: где нарушается закон, не работает право, там действуют криминальные нравы и криминальные хозяева. Подросток и сам не заметит, как окажется в долговой кабале. Отрабатывать долг его заставят самыми жестокими способами. Воровство в собственном доме, принуждение к сексуальным услугам – совершенно реальные беды, подстерегающие запутавшегося подростка. Но беда еще и в том, что подросток в столь драматических обстоятельствах не находит в себе решимости открыться взрослым. Он одновременно боится и угроз тех, кто его эксплуатирует, и наказания со стороны тех, кто может ему помочь, прежде всего родителей.
Принять откровенность ребенка, даже виноватого, оступившегося, – готов ли учитель к этому? Должен быть готов. Есть случаи, когда открыться педагогу, школьному психологу для ребенка предпочтительнее, чем признаться собственным родителям. Наладьте связь с местным отделением милиции, с комиссией по делам несовершеннолетних. Не дожидайтесь, когда они позвонят вам. Они позвонят, когда беда уже случится.
Самая драматическая и одновременно деликатная проблема: даже в собственной семье ребенок может подвергнуться насилию и экономической эксплуатации. В Национальном докладе, подготовленном к специальной сессии Генеральной Ассамблеи ООН в 2001 году, отмечается: “Бремя быстрых социально-экономических трансформаций в российском обществе оказалось непосильным для части семей, обусловив их дезорганизацию, пренебрежение в ряде случаев родительскими обязанностями, возникновение такого феномена, как социальное сиротство, когда дети при живых родителях фактически являются сиротами или родители сами нарушают их права”.
Проект закона о предотвращении насилия в семье уже несколько лет как пылится в Думе. Почему? Потому что этот закон даст возможность вторгаться в частную жизнь семьи. И все же специалисты считают, что закон этот необходим. Иначе как спасти детей, вовлеченных в порнобизнес собственной семьей, где все происходит как бы по договоренности и без насилия и где иные дети выполняют свою “работу” привычно и с удовольствием? Большинство же просто не видят выхода. Куда, кому и как может пожаловаться ребенок на эксплуатацию в собственной семье? Такие защитники есть, и подростку необходимо знать о них.
Есть ли среди ваших учеников такие, кто учится вопреки желаниям собственной семьи, настаивающей на его скорейшем трудоустройстве? Что делать? Сначала просто поговорите с их родителями. Если ситуация в семье не совсем критическая и родители не деградировавшие алкоголики и наркоманы, то самого факта вмешательства со стороны школы может оказаться достаточно, чтобы ребенку позволили спокойно учиться дальше. Если же вам не удалось переломить ситуацию, поставьте в известность органы социальной защиты.

Не секрет, что элементы классно-урочной жизни также могут оказаться для подростков средством взаимной эксплуатации. Выполнение за деньги или другие услуги домашних заданий, написание сочинений, рефератов, контрольных работ – скорее правило, чем исключение в сегодняшней школьной жизни. Подобные явления есть и в вашем классе? Не осложняются ли эти негативные процессы долговыми обязательствами одного из ребят? Быть может, тот, кто пишет за другого сочинения и контрольные, вынужден делать это даже не для заработка, а в счет каких-то долгов? Или, напротив, тот, кто сам не смог выполнить какое-то задание, теперь попал в финансовую зависимость от корыстного помощника? Такие явления недолго хранятся в тайне. В вашей власти радикально искоренить их, потому что все это делается ради отметки, а отметку выставляете вы.

Задумываются ли ваши ученики о проблемах экономической эксплуатации? Приходилось ли им вместе с вами или самостоятельно принимать участие в акциях, посвященных праву на образование, защите детства, устранению экономических и социальных причин детского труда? Может быть, вам стоит организовать в школе конференцию для старшеклассников на тему «Мы – против экономической эксплуатации детства»? Или пригласить на классный час специалистов, которые проведут психологические тренинги, где все желающие смогут получить консультацию профессиональных психологов?
Предложите молодым карьеристам написать эссе о том, что такое профессиональный успех и как можно его достичь. Попробуйте зазвать в школу потенциальных работодателей. Ваши ученики смогут не только проявить находчивость и показать свое умение работать в команде, но и активно провести PR-кампании самого себя.
Проведите «круглые столы» с представителями кадровых агентств, сотрудников областных департаментов занятости населения, городского департамента по связям с общественностью. Обсудите с ними вопрос внедрения в систему образования программы по технологии планирования и построения карьеры. Вряд ли окажутся лишними и факультативные часы, где в интерактивном режиме ребята смогут отработать стратегию и тактику трудоустройства. Посоветуйтесь с родителями, может быть, они помогут вам проводить дни карьеры.
Посвятите хотя бы одно из родительских собраний этой проблеме. Подскажите родителям, как им действовать в наиболее типичных ситуациях.

Что делать, если ребенок
хочет пойти на работу?

Спросите его: “Зачем?” В данном случае это главный вопрос, который нужно задать тактично, чтобы получить честный ответ. Потому что иначе невозможно будет ни договориться друг с другом, ни найти подходящую работу.
Скорее всего ему нужны деньги, и ничего дурного в его желании в принципе нет, если только от этого не будет страдать учеба. И если ваш ребенок действительно не осилит два дела одновременно, лучше сразу отговорить его от этой затеи. А если все-таки решите, что работа ему не помешает, – пусть поработает, но к своему выбору с вашей помощью подойдет ответственно, без иллюзий.
Вам, конечно, страшно отпускать его одного: вокруг одни жулики, вруны и обманщики. Может быть, так оно и есть и обратное доказать невозможно, но только по этой причине бояться и пугать ребенка работой нельзя категорически. Как же ему, бедному, тогда на свете жить?
И все равно, он пока вряд ли представляет себе, что такое работа и хватит ли у него сил и времени, чтобы справляться с ней изо дня в день. Поэтому труд объяснять, рассказывать, советовать, помогать выбирать вам придется совершенно бескорыстно взять на себя.
Пусть посоветуется с друзьями – может, они что-нибудь подскажут или поделятся опытом, что тоже немало. А вы поищите по своим каналам, через знакомых, близких, соседей, чтобы защитить его от явного обмана и разного рода неприятностей. Но помните: сейчас главное не цель в виде зарплаты, а опыт, пусть даже чуть горький. Только бы успеть и суметь защитить ребенка от настоящих бед, афер и кабалы.
А жизнь действительно такова, что с доверчивыми, невнимательными и молодыми частенько обходится слишком жестоко. Поэтому не вздумайте ругаться с детьми, ссориться по пустякам и оставлять их на произвол судьбы, как бы заносчивы и самонадеянны они ни были. Сидите, если надо, рядом, листайте газеты, читайте и срывайте объявления, ходите вместе знакомиться с работодателями – а вдруг получится?

Как поступить, если ребенок скрыл от вас,
что устроился на работу?

Сначала, конечно, похвалить его от души и порадоваться за себя, потому что в кои-то веки ваш “малыш” проявил самостоятельность и принял вполне взрослое решение. А прежде чем расстроиться, хорошенько подумайте, стоит ли воспринимать его работу как обидный камешек в свой огород. Даже если он расклеивает объявления или разносит газеты потому, что в доме хронически не хватает денег, – отнеситесь к этому с достоинством и опять похвалите за то, что он у вас растет настоящим помощником.
Затем хорошенько расспросите, как все происходило – от идеи до воплощения, – кто что кому сказал, как ответил, что понравилось, что насторожило в поведении людей, принимавших на работу; какие промахи допустил сам ребенок. И только потом, как бы между прочим, узнайте, почему устраивался втайне от вас, почему не спросил совета, помощи? Скажет – хорошо, не скажет – не страшно. Только бы не назло.
Поговорите про деньги. Не о том, сколько, а о том, зачем так срочно вдруг понадобились; на что собирается тратить, копить. Или не дай бог долги? В общем, разговор о работе, даже в самом благополучном варианте, не из простых, потому что слишком велика вероятность того, что в любой момент все может оказаться совсем не так, как дети себе представляли, вопреки любой логике и здравому смыслу.
Не бойтесь рассказывать знакомым о том, что ваш ребенок работает. Увы, даже взрослые могут многого не знать, об остальном – вовремя не догадаться. Поэтому добросовестно собирайте всю возможную информацию о том, как что и у кого бывало, бывает и есть. Мало ли что.
А может, и сейчас не поздно сходить и посмотреть своими глазами на его сослуживцев, поговорить по-своему, по-родительски, с начальством?
Если, конечно, ваш ребенок не против. Но скорее всего ваша инициатива ему не понравится – тогда сидим дома и переживаем молча хотя бы до первой зарплаты.
Вероятность того, что его обманут даже в малом, слишком велика, и, обнаружив это, он будет очень переживать и городить чушь – вот тут вам и карты в руки.
Только никаких “Я тебе говорила!”, “Я же тебя предупреждал!”, “Сам все и расхлебывай!”. Этот горький опыт, кстати, и ваш тоже. И от того, как вы его переживете, будет зависеть, насколько он окажется полезен для вашего ребенка.
Вы сейчас не с его конкретной работой разбираетесь, а учите решать проблемные ситуации мирным путем с наименьшими потерями. А заодно ссоритесь или миритесь со своими детьми на всю оставшуюся жизнь. И только вам решать, что для вас главное. Ведь в зависимости от вашего поведения в следующий раз он либо обратится к вам за помощью, либо опять промолчит и будет сообщать только плохие новости, если будет...

Вашего ребенка выгнали с работы,
не заплатили, требуют денег?

Скажите честно, неужели вы думали, что ваш ребенок проработает подсобным рабочим до пенсии и на его зарплату можно будет безбедно жить? Нет, конечно. Значит, случилось то, что и должно было произойти. Главное теперь, чтобы не обидели его и он не наломал дров. Ему без вашей помощи не обойтись. И не страшно, что со стороны это может выглядеть несерьезно и по-детски: помогайте как можете.
Наверное, он тоже по-своему прав и у него были веские причины, чтобы уйти. Жаль только, что он не смог это сделать цивилизованным путем. Объясните ему на будущее, в чем он был не прав, – и беритесь за дело. Что делать, спрашиваете? Спасать!
Ругайтесь, орите, стучите кулаком по столу, рвите на себе волосы – только не оставляйте его один на один с бедой, с этими акулами и воротилами. Если надо – придется и платить, и переплачивать, чтобы не страдала его психика, чтобы избежать опасности. А вы как думали?
Только потом не упрекайте его, не вспоминайте при каждом удобном случае, сколько вам пришлось пережить, сколько денег из семейного бюджета выложить, в какие долги влезть.

Ваши ученики должны знать эти телефоны.

Молодежный телефон доверия: (095) 122-32-77.
Экстренная помощь по телефону доверия: (095) 160-03-63.
Комитет за гражданские права – общественная правозащитная организация.
Тел. (095) 478-95-15.

Организации, помогающие детям, попавшим в беду:
Программа “Право ребенка”.
Тел.: (095) 206-89-51, 206-89-71, 206-88-38.
e-mail: right-children@mtu-net.ru.
“Ступеньки” (психологическая помощь детям).
Тел. (095) 126-04-51.
Центр помощи детям, пострадавшим от насилия.
Тел. (095) 265-01-33.
Центр интеграции инициатив социальной адаптации и реабилитации.
Тел. (095) 214-03-35.
Детский приют “Планета детства” Общества Красного Креста .
Тел.: (095) 390-15-08, (095) 394-98-92.

Центры труда и занятости:
Московский комитет труда и занятости.
Тел.: (095) 259-88-36, (095) 923-46-11.
www.labor.ru/poisk
e-mail:komitet@labor.ru
Московский центр труда и занятости молодежи «Перспектива».
Тел.: (095) 190-16-05, (095) 190 60-05, (095) 190-48-81.
www.psp.labor.ru


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru