Цена детского труда
Как защитить подростка от
экономической эксплуатации
Экономическая эксплуатация детей –
только ли российская беда? К сожалению, эта
порочная практика – реальность во всем мире. В
Конвенции о правах ребенка, статья 32, утверждает
необходимость защиты детей от экономической
эксплуатации. Учащимся необходимо знать
положения этой статьи потому, что она напрямую
относится к каждому из них: “1.
Государства-участники признают право ребенка на
защиту от экономической эксплуатации и от
выполнения любой работы, которая может
представлять опасность для его здоровья или
служить препятствием в получении им образования,
либо наносить ущерб его здоровью и физическому,
умственному, духовному, моральному и социальному
развитию. 2. Государства-участники принимают
законодательные, административные и социальные
меры, а также меры в области образования, с тем,
чтобы обеспечить осуществление настоящей
статьи”.
В этих целях государства-участники
устанавливают минимальный возраст для приема на
работу; определяют необходимые требования к
продолжительности рабочего дня и условиям труда;
предусматривают соответствующие виды наказания
и другие санкции для обеспечения эффективного
осуществления настоящей статьи.
Право на защиту от эксплуатации утверждается и в
следующих четырех статьях конвенции: статья 33
требует защитить ребенка от незаконного
употребления наркотических веществ и не
допустить использования детей в противозаконном
производстве таких веществ и торговле ими, в
статье 34 государства-участники обязуются
защищать ребенка от всех форм сексуальной
эксплуатации, в том числе от принуждения к
занятию проституцией и от использования ребенка
в порнобизнесе, статья 35 оговаривает необходимые
меры для предотвращения торговли детьми, а
статья 36 говорит о защите от всех других форм
эксплуатации, наносящих ущерб любому аспекту
благосостояния ребенка.
Учеба или заработок?
Экономические условия, в которых
оказалось большинство семей, сегодня таковы, что
все больше школьников пытаются самостоятельно
зарабатывать. Причины самые разные: и не только
бедность семьи или сиротство ребенка, но и
стремление к материальной независимости,
раннему приобретению социально-трудовых
навыков. Но осознают ли малолетние работники
свою первоочередную задачу – получить
полноценное образование? В независимом докладе
Российского детского фонда названа ужасающая
цифра: в России уже 2 миллиона неграмотных детей.
Да и во всем мире ситуация не лучше: более 1
миллиарда взрослых людей безграмотны потому, что
в детстве были вынуждены работать, вместо того
чтобы учиться. Миллионы их детей, в свою очередь,
тоже должны трудиться с малых лет, воспроизводя
порочный круг нищеты, неравенства и
безнадежности. Чтобы взвешенно решить: посвятить
ли школьные годы учебе или начать работать,
подростку необходимо знать об этом.
Не спешите отчитывать своих учеников за
нерадивость к учебе, не укоряйте, не пеняйте при
каждом удобном случае. Лучше подумайте о главном:
с какой целью ваши ученики решили подрабатывать?
Они вынуждены помогать семье? Их привлекает
новый жизненный опыт? Им скучно в школе?
Приглядитесь повнимательнее: проявляют ли они
беспокойство, если кто-то из одноклассников
жертвует уроками ради заработка, или равнодушны?
Проведите в классе дискуссию на тему: “Что
важнее – учеба или заработок?” Пусть ребята
определят свою позицию, ведь проблем, с которыми
подросткам приходится сталкиваться на практике,
так много, а поговорить об этом откровенно им
обычно не с кем. После каникул предложите своим
ученикам написать сочинение на тему «Как я
работал и зарабатывал», обсудите полученный
ребятами опыт – как позитивный, так и негативный.
Права и гарантии,
о которых ваш ученик не знает
Неопытность, личностная незрелость,
незащищенность подростков делают их легкой
добычей непорядочных работодателей, объектом
экономической эксплуатации. Поэтому в первую
очередь необходимо ознакомить учеников с их
правами в трудовых отношениях, гарантироваными
законодательством Российской Федерации.
Пожалуйста, зачитайте им эти права!
В российском законодательстве трудоустройство
допускается с 15 лет, а в особых, исключительных
случаях – с 14 (непременно с письменным согласием
родителей или лиц, их заменяющих). Приоритетным
правом при трудоустройстве пользуются сироты,
подростки из семей безработных граждан, из
неполных, многодетных и неблагополучных семей,
семей беженцев и вынужденных переселенцев, а
также подростки, состоящие на учете в комиссии по
делам несовершеннолетних.
Право на труд несовершеннолетних обеспечивается
специальными гарантиями не только на стадии
трудоустройства, но и при расторжении с ними
трудового договора. В соответствии со ст. 183 КЗоТ
РФ увольнение работников, не достигших 18 лет, по
инициативе работодателя допускается только с
согласия инспекции труда субъекта РФ и районной
(городской) комиссии по делам
несовершеннолетних.
Законодательство о труде, приравнивая в трудовых
правах несовершеннолетних к совершеннолетним, в
области охраны труда, режима труда и некоторых
других условий труда предусматривает для них
дополнительные гарантии.
В соответствии со ст. 175 КЗоТ запрещается
применение труда несовершеннолетних на тяжелых
работах и на работах с вредными и опасными
условиями труда, на подземных работах, а также на
работах, выполнение которых может причинить вред
их духовному и нравственному развитию. Сюда
относится работа в игорном бизнесе, ночных
кабаре и клубах, в производстве, перевозке и
торговле спиртными напитками, табачными
изделиями, наркотическими и токсическими
веществами.
Для лиц моложе 18 лет устанавливается сокращенная
продолжительность рабочего времени и
дополнительные требования к режиму их труда. В
соответствии со ст. 43 КЗоТ продолжительность
рабочего времени для учащихся от 14 до 16 лет,
работающих в период каникул, не должна превышать
24 часов в неделю. Для учащихся от 16 до 18 лет – не
более 36 часов в неделю. Если несовершеннолетний
работает в течение учебного года в свободное от
учебы время, продолжительность рабочей недели
определяется в размере половины указанных норм
для лиц соответствующего возраста.
Несовершеннолетних запрещается привлекать к
ночным, сверхурочным работам, к работе в выходные
дни (ст. 177 КЗоТ).
Жесткие ограничения предусмотрены во всех
случаях, когда несовершеннолетний привлекается
к работе с тяжестями. Эту частность ребятам
обязательно надо знать, потому что у
работодателя велик соблазн использовать
крепкого мальчишку в качестве подручного
грузчика, не считаясь с особенностями его
неокрепшего организма. Часть 3 ст. 175 КЗоТ
устанавливает пониженные нормы переноски и
перемещения тяжестей: для юношей от 16 до 18 лет –
не более 16,4 кг. Несовершеннолетние допускаются к
переноске и передвижению тяжестей в пределах
этих норм лишь при условии, что этот труд
непосредственно связан с их основной профессией
и занимает не более трети рабочего времени. Так
что, например, отправить 16-летнего юношу на
погрузку-разгрузку мебели для офиса
работодатель не имеет права. Работники от 15 до 16
лет могут привлекаться к работе с тяжестями лишь
в исключительных случаях и с понижением
вышеуказанных весовых норм в два раза.
Несовершеннолетние принимаются на постоянное
место работы лишь после предварительного
медицинского осмотра и до достижения ими 21 года
подлежат ежегодному обязательному медицинскому
осмотру за счет средств работодателя (ст. 156 и 176
КЗоТ).
Заработная плата работникам моложе 18 лет при
сокращенной продолжительности ежедневной
работы выплачивается в таком же размере, как и
работникам соответствующих категорий при полной
продолжительности рабочего дня.
Если ученики спрашивают у вас, кто, кроме них
самих, имеет право на их заработок, отвечайте
четко и однозначно – никто. В соответствии с
гражданским законодательством
несовершеннолетние в возрасте от 14 до 18 лет
вправе самостоятельно, без согласия родителей,
усыновителей и попечителей распоряжаться своим
заработком, стипендией и иными доходами (ст. 26
Гражданского кодекса). Только суд при наличии
достаточных на то оснований по ходатайству
родителей, усыновителей, попечителей либо
органов опеки и попечительства может ограничить
или лишить несовершеннолетнего права
самостоятельно распоряжаться своим заработком.
Обратите особое внимание на эту ситуацию. Она
требует нравственно-правового обсуждения с
ребятами. Зафиксированное в Гражданском кодексе
право подростка абсолютно самостоятельно,
независимо от родителей распоряжаться своим
заработком призвано защитить его от возможной
экономической эксплуатации в собственной семье.
В условиях неблагополучной семьи такое право
совершенно необходимо юному работнику. В
нормальной дружной семье положение
принципиально иное, и подростку стоит серьезно
задуматься о соотношении неотъемлемых прав на
собственные финансы со своими обязанностями в
семье. Не подзабыл ли подросток, что такие
обязанности есть и у него? Общий принцип, который
следует настойчиво пропагандировать, таков:
взаимная поддержка поколений в семье в условиях
полной добровольности, когда подросток не просто
должен, а искренне хочет помогать близким и
родным людям.
В предупреждении экономической эксплуатации
несовершеннолетнего работника чрезвычайно
важную роль играют те аспекты законодательства,
которые регулируют надлежащее оформление
трудоустройства.
Пожалуйста, прочтите эту часть плаката своим
ученикам!
В соответствии со статьями 15, 18 и 39 КЗоТ РФ с
несовершеннолетним работником в обязательном
порядке должен быть заключен письменный
трудовой договор (контракт). Прием на работу
оформляется приказом (распоряжением)
администрации предприятия, учреждения,
организации (ч. 2 ст. 18 КЗоТ). Эти условия должны
соблюдаться и в случае привлечения
несовершеннолетнего к какой-то временной,
сезонной, разовой работе.
К сожалению, закон этот нередко откровенно
нарушается. Почему? Требования российского
законодательства к условиям трудоустройства
несовершеннолетних предоставляют им очень
значительные льготы, соответствующие положениям
Конвенции о правах ребенка. Однако реальность
такова, что сам масштаб льгот, предоставляемых не
имеющему трудовых навыков подростку, делает его
невыгодным и поэтому неконкурентоспособным
работником. Даже на государственных,
некоммерческих предприятиях зачастую не
заключаются трудовые договоры (контракты) с
несовершеннолетними. Ребята же готовы
подрабатывать и без законного оформления
отношений с работодателем. И подчас даже не
догадываются, что с ними должны заключить
трудовой договор. Но даже если они и знают
требования законодательства к порядку
трудоустройства, то страшатся потребовать их
соблюдения. Не умеют, не научены корректно
отстаивать свои права в официальных ситуациях.
Боятся, что иначе их просто не возьмут и
подработать не удастся.
Работая без всякого оформления, подросток
абсолютно не защищен. Это открывает работодателю
прямой путь к экономической эксплуатации
“несуществующего” работника. Работодатель
перестает соблюдать требования закона к
условиям работы и оплаты труда
несовершеннолетнего, который как бы и не
трудится у него.
Знаете ли вы, сколько ваших учеников
подрабатывают в свободное от учебы время? И
сколько из них трудоустроены с соблюдением всех
необходимых формальностей? В курсе ли их
родители, что сын или дочка подрабатывает?
Обязательно узнайте ответы на эти вопросы. Ведь
речь идет о безопасности детей, за которых вы
несете ответственность. Кому, как не учителю,
стать мудрым советчиком, а то и спасителем?
Доброжелательно поговорите с родителями
работающих учеников. Проблема в том, что
некоторые родители, разрешающие ребенку
подрабатывать, встретят ваше вмешательство
настороженно и будут чувствовать себя
виноватыми в том, что ребенок не отдает все свое
время учебе. Успокойте этих родителей. Если
подростку удается гармонически соединять
школьные занятия с работой – это замечательно!
Но если в семье не знают о приработках ребенка,
попробуйте уговорить своего ученика поставить в
известность родителей. Пообещайте выступить на
его стороне в разговоре с родителями, если,
конечно, на ваш взгляд, у него приемлемое и
безопасное место работы. Когда же заработки
сомнительные, а родители не в курсе дела,
деликатность и либерализм придется отбросить и
срочно проинформировать семью, пока не случилась
беда.
Как поступить и что посоветовать, если подросток
трудоустроен без оформления трудового договора?
Очень нелегкий вопрос. Конечно, это незаконно. Но
многие работодатели действительно делают
одолжение несовершеннолетнему, принимая его на
работу. Если наниматель – человек,
небезызвестный семье несовершеннолетнего
работника и добросовестно соблюдает свои
обязательства, основанные «на честном слове», то
целесообразно не вмешиваться. Однако все равно
следует настойчиво довести до сведения ученика и
членов его семьи, что ситуация таит в себе угрозу.
Полулегально, нелегально, криминально
В 1999 году Международная организация
труда приняла Конвенцию № 182 о запрещении и
немедленных мерах по искоренению наихудших форм
детского труда.
К наихудшим формам детского труда относятся
рабство, торговля детьми, долговая кабала,
вербовка для использования в вооруженных
конфликтах, использование детей для занятия
проституцией и выпуска порнографической
продукции.
Потеряв надежду легально зарабатывать, многие
подростки из нуждающихся семей создают
специфические предпринимательские ниши, которые
находятся вне правовой регуляции, и не просто
полулегальные, а точнехонько криминальные. К
полулегальным можно отнести перепродажу
различных товаров (кассет, дискет, предметов
одежды, украшений и так далее), уборку
коммерческих палаток в ночное время, различные
виды негласного посредничества. Здесь же, рядом,
не отделенная четкой границей располагается
зона криминальной деятельности, включающая
сексуальные услуги, торговлю винно-водочными и
табачными изделиями, наркотическими
препаратами, мошенничество, воровство. Это сфера
непосредственно опасной для жизни ребенка
жесточайшей экономической эксплуатации.
В широком плане под наихудшими формами детского
труда понимаются такие, которые наносят вред
безопасности, здоровью или нравственности
ребенка.
Даже вполне благополучные подростки
легкомысленно относятся к вопросам безопасности
и здоровья, а о своей нравственности вообще не
беспокоятся. Желание почувствовать себя
самостоятельным и независимым, нарушить
надоевшие запреты взрослых, заработать быстро и
без труда может подтолкнуть подростка к попыткам
принять участие, попробовать себя в какой-то
сомнительной деятельности.
Ваши ученики должны ясно представлять себе
последствия необдуманного и рискованного
предприятия. Тут достаточно сделать первый шаг, и
в любой момент обрушится лавина опаснейших
проблем, потому что есть неотменяемый суровый
факт: где нарушается закон, не работает право, там
действуют криминальные нравы и криминальные
хозяева. Подросток и сам не заметит, как окажется
в долговой кабале. Отрабатывать долг его
заставят самыми жестокими способами. Воровство в
собственном доме, принуждение к сексуальным
услугам – совершенно реальные беды,
подстерегающие запутавшегося подростка. Но беда
еще и в том, что подросток в столь драматических
обстоятельствах не находит в себе решимости
открыться взрослым. Он одновременно боится и
угроз тех, кто его эксплуатирует, и наказания со
стороны тех, кто может ему помочь, прежде всего
родителей.
Принять откровенность ребенка, даже виноватого,
оступившегося, – готов ли учитель к этому? Должен
быть готов. Есть случаи, когда открыться
педагогу, школьному психологу для ребенка
предпочтительнее, чем признаться собственным
родителям. Наладьте связь с местным отделением
милиции, с комиссией по делам
несовершеннолетних. Не дожидайтесь, когда они
позвонят вам. Они позвонят, когда беда уже
случится.
Самая драматическая и одновременно деликатная
проблема: даже в собственной семье ребенок может
подвергнуться насилию и экономической
эксплуатации. В Национальном докладе,
подготовленном к специальной сессии Генеральной
Ассамблеи ООН в 2001 году, отмечается: “Бремя
быстрых социально-экономических трансформаций в
российском обществе оказалось непосильным для
части семей, обусловив их дезорганизацию,
пренебрежение в ряде случаев родительскими
обязанностями, возникновение такого феномена,
как социальное сиротство, когда дети при живых
родителях фактически являются сиротами или
родители сами нарушают их права”.
Проект закона о предотвращении насилия в семье
уже несколько лет как пылится в Думе. Почему?
Потому что этот закон даст возможность
вторгаться в частную жизнь семьи. И все же
специалисты считают, что закон этот необходим.
Иначе как спасти детей, вовлеченных в
порнобизнес собственной семьей, где все
происходит как бы по договоренности и без
насилия и где иные дети выполняют свою “работу”
привычно и с удовольствием? Большинство же
просто не видят выхода. Куда, кому и как может
пожаловаться ребенок на эксплуатацию в
собственной семье? Такие защитники есть, и
подростку необходимо знать о них.
Есть ли среди ваших учеников такие, кто учится
вопреки желаниям собственной семьи,
настаивающей на его скорейшем трудоустройстве?
Что делать? Сначала просто поговорите с их
родителями. Если ситуация в семье не совсем
критическая и родители не деградировавшие
алкоголики и наркоманы, то самого факта
вмешательства со стороны школы может оказаться
достаточно, чтобы ребенку позволили спокойно
учиться дальше. Если же вам не удалось переломить
ситуацию, поставьте в известность органы
социальной защиты.
Не секрет, что элементы классно-урочной жизни
также могут оказаться для подростков средством
взаимной эксплуатации. Выполнение за деньги или
другие услуги домашних заданий, написание
сочинений, рефератов, контрольных работ – скорее
правило, чем исключение в сегодняшней школьной
жизни. Подобные явления есть и в вашем классе? Не
осложняются ли эти негативные процессы
долговыми обязательствами одного из ребят? Быть
может, тот, кто пишет за другого сочинения и
контрольные, вынужден делать это даже не для
заработка, а в счет каких-то долгов? Или, напротив,
тот, кто сам не смог выполнить какое-то задание,
теперь попал в финансовую зависимость от
корыстного помощника? Такие явления недолго
хранятся в тайне. В вашей власти радикально
искоренить их, потому что все это делается ради
отметки, а отметку выставляете вы.
Задумываются ли ваши ученики о проблемах
экономической эксплуатации? Приходилось ли им
вместе с вами или самостоятельно принимать
участие в акциях, посвященных праву на
образование, защите детства, устранению
экономических и социальных причин детского
труда? Может быть, вам стоит организовать в школе
конференцию для старшеклассников на тему «Мы –
против экономической эксплуатации детства»? Или
пригласить на классный час специалистов, которые
проведут психологические тренинги, где все
желающие смогут получить консультацию
профессиональных психологов?
Предложите молодым карьеристам написать эссе о
том, что такое профессиональный успех и как можно
его достичь. Попробуйте зазвать в школу
потенциальных работодателей. Ваши ученики
смогут не только проявить находчивость и
показать свое умение работать в команде, но и
активно провести PR-кампании самого себя.
Проведите «круглые столы» с представителями
кадровых агентств, сотрудников областных
департаментов занятости населения, городского
департамента по связям с общественностью.
Обсудите с ними вопрос внедрения в систему
образования программы по технологии
планирования и построения карьеры. Вряд ли
окажутся лишними и факультативные часы, где в
интерактивном режиме ребята смогут отработать
стратегию и тактику трудоустройства.
Посоветуйтесь с родителями, может быть, они
помогут вам проводить дни карьеры.
Посвятите хотя бы одно из родительских собраний
этой проблеме. Подскажите родителям, как им
действовать в наиболее типичных ситуациях.
Что делать, если ребенок
хочет пойти на работу?
Спросите его: “Зачем?” В данном случае
это главный вопрос, который нужно задать
тактично, чтобы получить честный ответ. Потому
что иначе невозможно будет ни договориться друг
с другом, ни найти подходящую работу.
Скорее всего ему нужны деньги, и ничего дурного в
его желании в принципе нет, если только от этого
не будет страдать учеба. И если ваш ребенок
действительно не осилит два дела одновременно,
лучше сразу отговорить его от этой затеи. А если
все-таки решите, что работа ему не помешает, –
пусть поработает, но к своему выбору с вашей
помощью подойдет ответственно, без иллюзий.
Вам, конечно, страшно отпускать его одного:
вокруг одни жулики, вруны и обманщики. Может быть,
так оно и есть и обратное доказать невозможно, но
только по этой причине бояться и пугать ребенка
работой нельзя категорически. Как же ему,
бедному, тогда на свете жить?
И все равно, он пока вряд ли представляет себе,
что такое работа и хватит ли у него сил и времени,
чтобы справляться с ней изо дня в день. Поэтому
труд объяснять, рассказывать, советовать,
помогать выбирать вам придется совершенно
бескорыстно взять на себя.
Пусть посоветуется с друзьями – может, они
что-нибудь подскажут или поделятся опытом, что
тоже немало. А вы поищите по своим каналам, через
знакомых, близких, соседей, чтобы защитить его от
явного обмана и разного рода неприятностей. Но
помните: сейчас главное не цель в виде зарплаты, а
опыт, пусть даже чуть горький. Только бы успеть и
суметь защитить ребенка от настоящих бед, афер и
кабалы.
А жизнь действительно такова, что с доверчивыми,
невнимательными и молодыми частенько обходится
слишком жестоко. Поэтому не вздумайте ругаться с
детьми, ссориться по пустякам и оставлять их на
произвол судьбы, как бы заносчивы и самонадеянны
они ни были. Сидите, если надо, рядом, листайте
газеты, читайте и срывайте объявления, ходите
вместе знакомиться с работодателями – а вдруг
получится?
Как поступить, если ребенок скрыл от
вас,
что устроился на работу?
Сначала, конечно, похвалить его от души и
порадоваться за себя, потому что в кои-то веки ваш
“малыш” проявил самостоятельность и принял
вполне взрослое решение. А прежде чем
расстроиться, хорошенько подумайте, стоит ли
воспринимать его работу как обидный камешек в
свой огород. Даже если он расклеивает объявления
или разносит газеты потому, что в доме хронически
не хватает денег, – отнеситесь к этому с
достоинством и опять похвалите за то, что он у вас
растет настоящим помощником.
Затем хорошенько расспросите, как все
происходило – от идеи до воплощения, – кто что
кому сказал, как ответил, что понравилось, что
насторожило в поведении людей, принимавших на
работу; какие промахи допустил сам ребенок. И
только потом, как бы между прочим, узнайте, почему
устраивался втайне от вас, почему не спросил
совета, помощи? Скажет – хорошо, не скажет – не
страшно. Только бы не назло.
Поговорите про деньги. Не о том, сколько, а о том,
зачем так срочно вдруг понадобились; на что
собирается тратить, копить. Или не дай бог долги?
В общем, разговор о работе, даже в самом
благополучном варианте, не из простых, потому что
слишком велика вероятность того, что в любой
момент все может оказаться совсем не так, как
дети себе представляли, вопреки любой логике и
здравому смыслу.
Не бойтесь рассказывать знакомым о том, что ваш
ребенок работает. Увы, даже взрослые могут
многого не знать, об остальном – вовремя не
догадаться. Поэтому добросовестно собирайте всю
возможную информацию о том, как что и у кого
бывало, бывает и есть. Мало ли что.
А может, и сейчас не поздно сходить и посмотреть
своими глазами на его сослуживцев, поговорить
по-своему, по-родительски, с начальством?
Если, конечно, ваш ребенок не против. Но скорее
всего ваша инициатива ему не понравится – тогда
сидим дома и переживаем молча хотя бы до первой
зарплаты.
Вероятность того, что его обманут даже в малом,
слишком велика, и, обнаружив это, он будет очень
переживать и городить чушь – вот тут вам и карты
в руки.
Только никаких “Я тебе говорила!”, “Я же тебя
предупреждал!”, “Сам все и расхлебывай!”. Этот
горький опыт, кстати, и ваш тоже. И от того, как вы
его переживете, будет зависеть, насколько он
окажется полезен для вашего ребенка.
Вы сейчас не с его конкретной работой
разбираетесь, а учите решать проблемные ситуации
мирным путем с наименьшими потерями. А заодно
ссоритесь или миритесь со своими детьми на всю
оставшуюся жизнь. И только вам решать, что для вас
главное. Ведь в зависимости от вашего поведения в
следующий раз он либо обратится к вам за помощью,
либо опять промолчит и будет сообщать только
плохие новости, если будет...
Вашего ребенка выгнали с работы,
не заплатили, требуют денег?
Скажите честно, неужели вы думали, что
ваш ребенок проработает подсобным рабочим до
пенсии и на его зарплату можно будет безбедно
жить? Нет, конечно. Значит, случилось то, что и
должно было произойти. Главное теперь, чтобы не
обидели его и он не наломал дров. Ему без вашей
помощи не обойтись. И не страшно, что со стороны
это может выглядеть несерьезно и по-детски:
помогайте как можете.
Наверное, он тоже по-своему прав и у него были
веские причины, чтобы уйти. Жаль только, что он не
смог это сделать цивилизованным путем. Объясните
ему на будущее, в чем он был не прав, – и беритесь
за дело. Что делать, спрашиваете? Спасать!
Ругайтесь, орите, стучите кулаком по столу, рвите
на себе волосы – только не оставляйте его один на
один с бедой, с этими акулами и воротилами. Если
надо – придется и платить, и переплачивать, чтобы
не страдала его психика, чтобы избежать
опасности. А вы как думали?
Только потом не упрекайте его, не вспоминайте при
каждом удобном случае, сколько вам пришлось
пережить, сколько денег из семейного бюджета
выложить, в какие долги влезть.
Ваши ученики должны знать эти телефоны.
Молодежный телефон доверия: (095) 122-32-77.
Экстренная помощь по телефону доверия: (095) 160-03-63.
Комитет за гражданские права – общественная
правозащитная организация.
Тел. (095) 478-95-15.
Организации, помогающие детям, попавшим в беду:
Программа “Право ребенка”.
Тел.: (095) 206-89-51, 206-89-71, 206-88-38.
e-mail: right-children@mtu-net.ru.
“Ступеньки” (психологическая помощь детям).
Тел. (095) 126-04-51.
Центр помощи детям, пострадавшим от насилия.
Тел. (095) 265-01-33.
Центр интеграции инициатив социальной адаптации
и реабилитации.
Тел. (095) 214-03-35.
Детский приют “Планета детства” Общества
Красного Креста .
Тел.: (095) 390-15-08, (095) 394-98-92.
Центры труда и занятости:
Московский комитет труда и занятости.
Тел.: (095) 259-88-36, (095) 923-46-11.
www.labor.ru/poisk
e-mail:komitet@labor.ru
Московский центр труда и занятости молодежи
«Перспектива».
Тел.: (095) 190-16-05, (095) 190 60-05, (095) 190-48-81.
www.psp.labor.ru
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|