Вниз, по зеленой реке
Притча о прекрасном Боге
– Тихо! Ты вздыхаешь слишком шумно!
Смотри, как солнце встает над тишиной за нашими
спинами. А я же стар, чтобы восторгаться спящими
городами. Через пять минут пойдет метро, и на
бульвары заспешат хозяева закусочных и продавцы
из магазинов. А сейчас – молчи. Ты юн, поэтому
слушай. Посмотри на эти бетонные реки, по ним
больше века носятся железные кони, взгляни на это
небо, там в вышине плывут стальные орлы,
наглотавшиеся смертными, точно воробьями.
Когда я был молод, даже младше тебя, здесь
пролегали леса и в полях разносилось пение
пастухов. А по ночам я заглядывал к Пану, и он поил
меня молоком, которое носили ему из деревни. Мы
были так счастливы. Я мерил человеческие одежды
– такие неказистые, сковывающие движения – и
прыгал вниз по течениям Шпрее, пуская веселые
круги по воде.
И больше всего на свете я любил сливаться с
бегущими водами, пока они не прибивали меня к
виноградникам. И, несмотря на то, что смертные
часто отпугивали меня и не давали всласть
насладиться соком лозы, я любил их и позволял
своему сердцу привязаться к какой-нибудь семье
виноделов до тех пор, пока не сменятся одно за
другим десять поколений.
Но однажды Пан позвал меня за собой и сказал, что
мы все уходим: история кончилась, и боги
засобирались в вечное странствие по Млечному
Пути. Я плакал так же горько, как рыдал сам Пан, но
решил остаться, моля небо сжалиться над горсткой
брошенных богов, скрывшихся за горизонтом
Атлантики. На прощание Пан успел мне шепнуть: «Я
видел настоящего Бога, и он столь прекрасен, что
люди будут творить страшные вещи».
Что я мог понять тогда? Я был юн и не заметил, как
за несколько жалких сотен лет пал Рим и голоса
новых хозяев разносились по всей Европе.
Но я все равно полюбил их, полюбил их новые храмы,
строящиеся города. По ночам я бегал дразнить
нотрдамских химер, а ранними утрами спешил к
Сарагосе и Барселоне, туда, где пылали костры. Я
не мог понять, зачем этим смертным человеческие
жертвы, но зато не раз видел, как мелькало
искрящееся крыло Феникса, раздувая пурпурные
языки пламени, скрывшего бледные лица
обреченных. С нежной радостью и горькой грустью я
следил за душами, взмывающими в высокое небо, с
трепетом и страхом отмечал, как время бежит
молодой ланью навстречу старости.
Вот я уже освоился кататься на крышах
железнодорожных поездов столь же виртуозно, как
когда-то невидимкой примыкал к рыцарям и мирным
паломникам, спешившим в Иерусалим. Вот я уже
пристрастился замирать легкой тенью на
черно-белых фотоснимках или белым бликом
скользить по кинокадрам так же мастерски, как
когда-то притворялся никем не замеченной птицей,
застывшей у рук Девы Марии на холстах живописцев
Ренессанса.
Лоренцо Медичи! Я приходил к нему ночью во дворец
и дремал у ног его музыкантов, свернувшись
клубком, я подстерегал Савонаролу в минуты
отчаяния и озарения. Я плелся за Лютером, как
дитя, и дрожал от страха, чувствуя жадное дыхание
чумы, спускающейся на Париж вместе с сырым
туманом.
Но все это было так давно, мой мальчик, ты так юн, а
я так стар.
Я привязался к смертным, несмотря на то, что мое
сердце ожесточилось, равно как и их души.
Долгое время я ходил за ними следом, слушал,
наблюдал, шептался с их неспокойными тенями, со
спящими глухонемыми, с помешанными, с королями, с
моряками, с любовниками, заснувшими на рассвете,
с библиотекарями, с танцовщицами, с палачами, с
революционерами, со столярами, с дворниками, с
убийцами, с кокетками, со священниками.
И однажды я встретил его. Шел дождь, волчица выла
в лесу, как перепуганная ясновидящая. Он
посмотрел прямо перед собой и увидел меня. Я
привык быть невидимым, но этот смертный
разоблачил меня. «Я написал, что Бог умер,
собирайся в путь, тебе больше нет нужды слоняться
за этими безумцами», – устало сказал он. Я
засмеялся: «Но ведь это неправда, разве ты не
знаешь?» А он мне ответил: «Ты глупый дух. Этот мир
алчет войны и злой лжи, а не прекрасной
божественной правды, разве ты не видишь?»
Я проговорил с ним до рассвета, и утром он сошел с
ума, а я постарел.
Да, мой мальчик, я хромал по европейским шумным
дорогам, как смертельно раненный, и мои ноги не
слушались меня. Зеленые, черные, голубые реки
больше не радовали сердце, я чувствовал, что
земля, которая была когда-то родной землей, гонит
меня. Я спрятался в горах и оттуда наблюдал, как
Европа прощается с Богом. Я видел парады на
Унтер-ден-Линден, я слушал пение гимна смерти, я
вдыхал запахи коротких человеческих жизней. Я
видел сотни вождей, правителей, я скулил и слушал
их речи и не мог понять, почему они стали столь
самоуверенны и жестоки. Я ковылял по кладбищам,
по автобанам, по ночным клубам, заглядывал на
военные базы, проскальзывал на телевидение, на
химические заводы, в научные лаборатории,
засыпал в кинотеатрах и в парках. Всюду звучала
навязчивая песенка, которая так и вязла у меня на
языке: им больше не нужен Бог, они хладнокровно
имитируют божественное могущество, и только
равнодушие властно ведет за собой послушную
паству – в пустоту и оцепенение.
Мой мальчик, посмотри на этот просыпающийся
город. Я очень стар, усталость и немощность
съедают меня. Сегодня я уйду вниз по зеленой реке,
и мой тихий плач разбудит лишь аистов да
кувшинки. Отныне ты займешь мое место. Я вижу
нетерпеливый огонь в твоих глазах, юный дух. Будь
их верной тенью так же, как и я. Да, Европа теперь
твоя. Бей в барабаны, звони в колокола, танцуй
фламенко, катайся на автомобилях, пей вино, люби
этих смертных, их песни, проделки так, как я любил.
Они не заслужили ненависти, верь, они по-прежнему
молчаливо ищут сострадания.
И помни: я видел настоящего Бога. Он так
прекрасен, что когда люди увидят Его воочию,
безумие оставит их, и они поплывут вниз по реке,
навстречу сиянию вечности.
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|