Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №68/2001

Четвертая тетрадь. Идеи. Судьбы. Времена

Анастасия РОМАНОВА

Единая Европа: прощание с миром

Анастасия РомановаОдин поэт как-то сказал: «Европа – это стареющая красотка из эпического кинофильма, смотришь на нее издалека, она безупречна, приглашаешь ее на танец, она строго морщит лоб, разоблачая свой возраст, целуешь ее в губы, и на языке остается горький осадок яда и пыли».
Пересекая немецкую границу, продираясь через Берлинскую кольцевую дорогу, теряясь на улочках Амстердама, засыпая в дубраве Булонского леса, хмелея под горячим солнцем Испании, путешественник забывает о суровом образе властной, тщеславной и мужеподобной Европы.
Воинствующая Афина, отчаянная Жанна д’Арк, вечно теряющая брата Герда и сама Снежная королева, плачущая от бессердечия Кая, огненная Кармен, вечно юные Ромео и Джульетта, Дон Кихот и Санчо Панса, коварный Мефистофель, Фауст, ищущий Прекрасную Елену, Дон Жуан, пожимающий руку дьяволу, Нарцисс и Гольмунд, святой Франциск, зеленоглазая Ундина, Песочный человек, Спящая красавица, рыцарь Алой Розы, Гаргантюа – километры кинопленки, тысячи маскарадных костюмов, тысячи образов, которыми Европа когда-то владела в совершенстве.
Миф – это очарование, мрачное и изящное, ироничное и грустное, страстное и чудовищно хладнокровное. Миф – это блистательный способ оживить воспоминания, заставить танцевать восковые фигуры в музее мадам Тюссо. Миф в конце концов становится ложью и умирает тогда, когда он перестает быть нужным людям.
Распивая бутылочку португальского портвейна на Монмартре с клошарами и музыкантами, прислушиваясь к прибою Средиземного моря, прогуливаясь по деревушке, затерянной в Альпах, пригубливая пиренейские родники, принимая угощения от веселых итальянских южан, путешественник и чужестранец невольно заметит, что Европа будто бы прячется, бежит воспоминаний. Никто не помнит, где проходила Берлинская стена, все уже будто бы готовы забыться под звездным небом знамени объединенной Европы, виноделы смиренно отвозят прованские вина в однотипные монстроподобные супермаркеты, испанская коррида предана анафеме, немецкие буржуа, нынешние экономические хозяева континента, помешаны на автомобилях и безмятежно-гордо мчатся по лучшим в мире автомагистралям, отстроенным по указанию Адольфа Гитлера.
Инквизиция, революции, рейх, мировые войны – все в прошлом, все позади. Наступление нового века – хороший повод начать новую жизнь. Прочь войны, прочь неприятные исторические документы, прочь опасность, прочь смерть!
И если позапрошлый век был открыт общепризнанной несостоятельностью религии, прошлый – несостоятельностью монархической государственности, то нынешний – несостоятельностью традиции. Да и к чему воспоминания новорожденной безукоризненной стране? Жизнь должна течь плавно, размеренно и без крутых поворотов навстречу счастливой старости – так решила капризная красотка, и путешественник с удивлением поспешил домой, выпрыгнув прочь из прорубленного некогда окна.


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru